24 марта 2011 года в Донском монастыре начала свою работу I Международная научно-практическая конференция «Церковь и казачество: опыт соработничества на благо Отечества». Со вступительным словом перед участниками конференции выступил председатель Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл. Текст выступления приводится полностью.
Уважаемые участники конференции!
От лица Синодального Комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством, а также Постоянной профильной комиссии по взаимодействию с Русской Православной Церковью Совета по делам казачества при Президенте Российской Федерации рад приветствовать собравшихся в стенах древнего и славного Донского монастыря на первую Международную научно-практическую конференцию «Церковь и казачество: опыт соработничества на благо Отечества».
Наша конференция проходит не только по инициативе Церкви, но и при деятельном участии Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества. Данный факт свидетельствует о том, что Церковь и государство заинтересованы в укреплении и развитии казачества – мощной общественной силы, конструктивно влияющей на формирование социального пространства России. Казаки и члены их семей, объединенные как в реестровые общества, так и в общественные организации, сегодня стоят в авангарде общества.
Сегодня в зале мы видим представителей казачества Украины, Белоруссии, Молдовы, а также зарубежных стран. Таким образом, процесс возрождения казачества захватил весь православный мир, все пространство канонической территории Русской Православной Церкви. Безусловно, старт данному процессу дало судьбоносное решение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла взять казачество под свой омофор, под свое духовное водительство. Это исторический акт, который состоялся в Новочеркасске в 2009 году, всколыхнул народное сознание, ибо слова, сказанные Предстоятелем Русской Православной Церкви, глубоко запали в сердце каждого казака как на всем постсоветском пространстве, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья, где живут наши братья, оказавшиеся там по Божию Промыслу.
Мне выпала большая честь приветствовать казачество Украины, с которым мы уже установили надежные партнерские отношения, разработав совместную программу возрождения казачества, получившую благословение Святейшего Патриарха. Результаты этой работы очевидны. Уже сегодня казачество Украины объединяется под омофором Церкви. Важным этапом этого процесса стало учреждения Координационного совета атаманов православных казачьих организаций Украины при Синодальном отделе Украинской Православной Церкви по делам пастырского окормления казачества. Отныне казаки Украины имею единый центр, который, действуя на принципах православной веры, будет способствовать разрешению многих наболевших вопросов. Мы с радостью узнали о том, что в день учреждения данного Совета в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре Блаженнейший Митрополит Владимир принял казачьих атаманов и благословил их на дальнейшие труды.
Пусть же казаки Украины, Белоруссии, России и других стран, куда бы ни занесла их судьба, всегда помнят, что вера, хранимая Православной Церковью, вера, на страже которой они стоят – и есть та основа, которая наполняет смыслом жизнь каждого человека, укрепляет семьи и объединяет народы.
Православная Церковь нерушимо хранит все, чему учил сам Христос и Его апостолы и что содержится в Священном Писании и Священном Предании, поэтому она называется апостольской. Эта вера также называется отеческой, потому что ею спасались и прославлялись святые отцы и учители Церкви, которые защищали святое Православие на Церковных Соборах и в своих творениях. Эта вера называется отеческой и потому, что ею спасались и все наши благочестивые предки, завещав нам, как зеницу ока, хранить эту веру и спасаться ею.
Церковь всегда стремилась помочь всему казачеству найти свой уникальный путь служения Богу и Отечеству, а каждому казаку – путь личного спасения.
Именно соработничеству Церкви и казачества и посвящена настоящая конференция, на которой нам предстоит проанализировать накопленный к текущему моменту опыт в области взаимодействия Церкви и казачьих организаций в деле возрождения казачества, которое невозможно без приобщения каждого казака к вере, ибо по слову Святейшего Патриарха Кирилла «казак без веры не казак». Почему это так важно?
Вера, подчеркну это снова и снова, наполняет смыслом всю жизнь человека. Вера не в какие-то абстрактные ценности и лозунги, а вера в Живого Бога, Спасителя мира и Милосердного Судию, который будет судить каждого человека по делам его в конце всех времен. Православная Церковь – это Тело Христово. Церковное учение помогает человеку приблизиться к познанию Бога, а церковные Таинства – прикоснуться к благодати Божией.
«Вне Церкви нет спасения», – учит опыт отцов и учителей Церкви. Православная Церковь призывает каждого человека прийти и безвозмездно воспользоваться накопленным ее опытом, чтобы избежать духовных ловушек сего века: лжеучителей, которых Христос называл волками в овечьей шкуре, заблуждений, увлечения собственным мнением и иных опасностей.
«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят», – говорил о таких соблазнах Спаситель (Мф. 24, 4-5). А апостол Иоанн Богослов призывает: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире». (1 Ин., 4, 1).
Призыв «Русь Святая! Храни веру Православную, в ней тебе утверждение!» – это программа духовного здоровья нашего Отечества.
Вера не только придает смысл нашей жизни, она указывает перспективы общественного развития в сферах устроения семьи, воспитания детей, перспективы экономического развития в сферах организации хозяйства, развития производства и внедрения новых технологий.
Память о том, что все мы – братья и сестры во Христе, члены одного Тела Христова, должна наполнять нашу жизнь братолюбием и милосердием, желанием помочь ближнему, что и раскрывается в понятии «соработничество».
Понятие «соработничества», вынесенное в название нынешней конференции, очень многопланово и мы постараемся раскрыть его в рамках нескольких секций настоящей конференции.
Когда мы говорим о казачестве, мы, прежде всего, вспоминаем его славную историю и традиции. Без памяти о прошлом, совершенно справедливо, невозможно движение вперед. Именно в опыте предков, в памятовании о подвиге героев мы черпаем силы для собственных свершений. Поэтому первая секция конференции будет посвящена теме «Церковь и казачество: история, традиции, семейный уклад».
Подведению итогов современного периода казачьей истории, от возрождения в конце ХХ века до нынешнего дня посвящена секция «Церковь и казачество: духовно-нравственное окормление и воцерковление».
Для чего нужен весь этот опыт? Он нужен для строительства нашего будущего, для воспитания достойной смены.
Сегодня в России открываются все новые и новые казачьи кадетские корпуса. Это привилегированные учебные заведения, которые призваны стать кузницей новой российской элиты, и станут ею, если удаться сохранить преемственность казачьего образования на всех его ступенях.
Одной из самых важных своих задач на сегодняшний день Синодальный Комитет по взаимодействию с казачеством видит разработку типовой программы духовно-нравственного воспитания и образования для казачьих кадетских корпусов. Надеюсь на то, что казачья общественность включится в дискуссию по этому вопросу.
Теме образования посвящена секция «Церковь и казачество: опыт воспитания гражданина в системе казачьего образования».
Четвертая секция носит название «Казачья экономика: православный аспект». Подчеркну, что речь идет именно о православном подходе к темам экономики и труда, который базируется на принципе, что в основе блага лежит только честный труд! Призываю всех присутствующих обратиться к VI главе «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» «Труд и его плоды», в которой подробно изложена православная церковная позиция по этому вопросу.
Упомяну только, что Священное Писание свидетельствует о двух нравственных побуждениях к труду: трудиться, чтобы питаться самому, никого не отягощая, и трудиться, чтобы подавать нуждающемуся. Апостол пишет: «Лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф. 4. 28).
Такой труд воспитывает душу и укрепляет тело человека, дает христианину возможность проявлять свою веру в богоугодных делах милосердия и любви к ближним.
Мы сегодня ставим вопрос о возрождении казачества. Законен в этой связи и вопрос: «Что же возрождать?»
Суть старой темы осталась прежней: точно так же, как невозможно заставить казака жить в раз и навсегда заданном прошлом, так нельзя сразу, сейчас сформировать и новое экономическое пространство, поскольку меняется социальное окружение, становятся все многообразнее экономические отношения, меняться в этой связи должен и сам казак, готовый не только осваивать изменяющееся социально-экономическое пространство, но и активно участвовать в его преобразовании в соответствии с казачьими традициями и идеалами, среди которых, прежде всего, труд и ратный подвиг, забота и любовь к ближнему своему, благочестие и милосердие, порядок и здоровый образ жизни.
Напомню всем известные строки первого псалма Давидова, которые должны всегда быть мерилом наших поступков: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его» (Пс.1, 1-2).
В завершение хотелось бы акцентировать внимание на понятии современного казачества. Положение о том, что современное казачество есть русская версия европейской цивилизации – это в корне неправильный подход.
Что же есть современное казачество?
Сегодня, с большой долей уверенности мы можем идентифицировать современное казачество, как общность служилых людей, интегрированных в русскоязычный мир, обладающих законодательно закрепленными обязанностями и правами, отраженными в их обычаях и традициях и формирующих свое социально-экономическое пространство в соответствии с христианским идеалом на благо Отечества и Русской Православной Церкви.
Предлагаю обсудить предложенную формулировку и в случае ее одобрения принять в качестве основного критерия при разработке документов, отражающих процесс взаимодействия и соработничества Церкви и казачества в современных социально-экономических условиях.
Толкование определения дает возможность нам активизировать работу по подготовке концепции духовно-нравственного окормления и воцерковления казачества, а, по сути, заложить прочный фундамент устойчивого развития казачьих обществ и общественных объединений казачества.
Ведь под устойчивым развитием нам следует понимать постоянное улучшение того, что было; это целенаправленный рост, при котором обеспечение потребностей нынешнего поколения казаков осуществляется без ущерба для будущих поколений.
Взаимодействие Церкви и казачества – процесс двусторонний. И, конечно, импульс в этом вопросе всегда идет от власти. И сама власть заинтересована в этом процессе: нужное казакам законотворчество наконец-то реально, не на словах, а на деле закрепит права и традиции казачества.
Современное состояние казачества сегодня соответствует уровню развития общества. Но это не значит, что мы должны ждать, когда общество обретет свое гуманное лицо.
По заповеди Господней нам надлежит самим идти по всему миру и проповедовать, питая голодных, одевая нагих, оделяя жильем нуждающихся и освобождая угнетенных, ибо, по словам божественного апостола, «так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).
Именно так, на пути ко Христу, на пути со Христом, во славу Бога Отца созидается на наших глазах история, созидаются новые жизненные реалии, постепенно складываются новые общественные отношения, которые будут сильными и нравственно здоровыми.
В этом направлении сделано уже очень много. Но чтобы по-настоящему окрепнуть духовно, казачеству предстоит еще проделать немалый путь, и Русская Православная Церковь будет всеми силами ему помогать.
Божие благословение да пребудет со всеми вами, дорогие участники конференции, дорогие соработники! Желаю вам успехов! Слава Богу, что мы казаки! Аминь.