26 МАРТА В РГАСПИ ОТКРЫВАЕТСЯ ВЫСТАВКА ИСТОРИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА ПО РАСКАЗАЧИВАНИЮ

25.03.2014 22:00

«Россия кровью умытая» – название одного из самых пронзающих сознание романов о братоубийственной Гражданской войне, выразившее ее главную суть. Великая драма всего народа складывалась из больших и малых трагедий отдельных сословий, социальных слоев и групп, народов и народностей. В этом ряду одно из центральных мест занимает трагедия русского казачества и связанная с ним цепь событий известных нам как «расказачивание». Принятое 24 января 1919 г. постановление Оргбюро ЦК РКП (б) нацеливало местные органы Советской власти на оказание доверия в казачьих областях только иногородним и требовало репрессий по отношению к вовлеченному в борьбу с большевиками казачеству. Подхватившие эту директиву руководители были готовы идти еще дальше – через отмену лампас и упразднение станиц вплоть до самых крайних мер. Действие рождало противодействие, вылившееся в мощное Вёшенское выступление казаков на Верхнем Дону в поддержку Белого дела.

«Русской Вандеей», по аналогии с повстанческим движением крестьян одноименного департамента на северо-западе Франции под роялистскими лозунгами в 1792-1803 гг., назвал события на Дону активный их участник, войсковой старшина Александр Голубинцев. Но еще задолго до появления его мемуаров та же мысль звучала в цветаевских строчках: «Старого мира – последний сон: Молодость – Доблесть – Вандея – Дон».

Однако расказачивание – всего лишь один из эпизодов гражданской войны, в которой правящая партия старалась придерживаться принципа «разделяй и властвуй». У большевиков имелись свои счеты с казаками. Особенно ярко это выразили июльские дни 1917 г. Если в момент Февральской революции казачество в тылу и на фронте фактически сразу перешло на сторону восставшего народа, то во время антиправительственной вооруженной демонстрации, инициированной партией Ленина в Петрограде, произошли первые кровавые столкновения казаков с пробольшевистскими силами. Этот эпизод представлен на выставке уникальными фотографиями.

В дальнейшем возвратившееся с фронта казачество преимущественно заняло выжидательную нейтральную позицию, за исключением казаков, поддерживавших атаманов А.М. Каледина на Дону и А.И Дутова в Оренбуржье. Как только маятник военных успехов качнулся в другую сторону, на базе возникшего Донского казачьего Военно-революционного комитета (ВРК) во главе с казаком Ф.Г. Подтелковым была предпринята попытка провозглашения Донской советской республики путем проведения съезда Советов рабочих и казачьих депутатов и создания Совнаркома. В центре же был развернут Казачий отдел ВЦИК. Гибель Подтелкова и германская оккупация свели на нет опыт советского федерализма по отношению к казачеству. Эту страницу истории отражают представленные на выставке подлинник обращения В.И. Ленина к Первому съезду Советов на Дону и протест Донского ЦИК против ввода на территорию Области германских войск.

Разгоравшаяся с каждым днем Гражданская война и согласие после ухода немцев командования Донской армии П.Н. Краснова на оперативное подчинение  А.И. Деникину 8 января 1919 г. дало  правящей партии повод большевиков к принятию грозной директивы по расказачиванию. Однако уже в марте, вследствие массового вовлечения в антисоветские действия ранее выжидавшего казачества, ЦК РКП (б) был вынужден пойти на обратные меры, фактически отменив постановление Оргбюро. Документы РГАСПИ подробно и обстоятельно раскрывают многие детали этих вытекавших один из другого процессов. Среди них есть документы об обеспечении донского и уральского казачества продовольствием, материалы инспекций председателя ВЦИК М.И. Калинина. Особую роль в обеспечении нормализации обстановки на Дону сыграли Донбюро РКП (б) и Отдел гражданского управления Южного фронта во главе с С.И. Сырцовым, что также нашло свое отражение на выставке.

Не обойдено вниманием участие белого казачества в стремительном рейде под командованием К.К. Мамонтова по тылам войск Южного фронта в августе-сентябре 1919 г. и предпринимаемые меры противодействия. Наряду с военными методами был активно задействован советский агитпроп, последовали обращения руководства РКП (б) и советских органов к «трудовому казачеству», которые можно увидеть на выставке.

Отдельное место в истории участия казачества в Смуте начале ХХ века принадлежит сложной фигуре войскового старшины Ф.К. Миронова, так напоминающего вечно мятущегося Григория Мелехова из «Тихого Дона». К нему с полным основанием применимы строчки из стихотворения М. Волошина «Гражданская война»:

В одних доселе не потух

Хмель незапамятных пожаров,

И жив степной, разгульный дух

И Разиных, и Кудеяров…

              Решения о судьбе Миронова принимались на самой вершине власти (протоколы Политбюро ЦК РКП (б)). С этими протоколами и с документами о событиях в Саранске летом 1919 г. и неподчинении шедших за Мироновым казаков комиссарам, посетители могут ознакомиться на выставке. Разгром войск Деникина и советско-польская война 1920 г. привели многих сынов Дона, Кубани и Терека в ряды Конармии, что в качестве наглядной иллюстрации к известной повести И. Бабеля демонстрируют страницы из газеты «Красный кавалерист» и фотографии «червонного казачества». Выставка документов РГАСПИ подтверждает высказанные в те тревожные дни такими гуманистами, как В.Г. Короленко, «несвоевременные мысли» о братоубийственном характере Гражданской войны, по обе стороны которой оказались потомки тех, кто вместе не раз отражал внешнюю агрессию и строил государство Российское.

Федеральное архивное агентство
Российский государственный архив социально-политической истории
Синодальный комитет Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством
Трагедия русского казачества
Поделиться:
Седмица 22-я по Пятидесятнице.
22 ноября 2024
Мчч. Онисифора (икона) и Порфирия (икона). Прп. Матроны. Прп. Феоктисты. Мч. Александра Солунского. Мч. Антония. Прп. Иоанна (икона) Колова. Прпп. Евстолии и Сосипатры. Прп. Онисифора Печерского. Свт. Нектария (икона) Эгинского, митр. Пентапольского, чудотворца. Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии, Павла пресвитеров, Иосифа диакона и прмч. Алексия. Иконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница" (икона).
Наверх