Представители Тульской епархии вернулись с 1-го большого съезда казачьих духовников «Православие — духовно-нравственная основа казачьего мировоззрения»

09.12.2013 00:01

5 декабря 2013 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа прошел Первый большой съезд казачьих духовников «Православие — духовно-нравственная основа казачьего мировоззрения».

Событие такого масштаба, на котором было всесторонне обсуждено взаимодействие Православной Церкви и казачества было организованно впервые в новейшей истории. В выступлениях священнослужителей и казаков были затронуты положительные и отрицательные стороны этого жизненно-важного процесса.

Организатором мероприятия выступил Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. В президиуме первого пленарного заседания находились: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл; председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества, полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов; председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, а также председатели других Синодальных комитетов.

В работе съезда также принимали участие архиереи Русской Православной Церкви, члены Совета при Президенте РФ по делам казачества, священнослужители, окормляющие казачьи общества и общественные организации казачества в России и за рубежом, духовники, директора, педагоги и учащиеся казачьих кадетских корпусов, атаманы казачьих обществ и общественных объединений казачества, заместители атаманов по духовно-нравственному воспитанию и взаимодейсвию с Русской Православной Церковью и работе с казачьей молодежью, представители органов государственной федеральной, региональной и муниципальной власти, преподаватели и студенты Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского, студенты Российского православного университета, учащиеся духовных семинарий, а также делегаты из Украины и Белоруссии.

Принимая участие в открытии съезда, Святейший Патриарх Кирилл в своей речи коснулся самых болезненных точек взаимодействия между Церковью и казачеством и подлинных истоков казачьих традиций: «Относительно того, что есть казак, сегодня ведутся разного рода дискуссии, которые нередко уводят сознание людей в сторону. По моему глубокому убеждению, казачество есть некий образ жизни. А если мы говорим об образе жизни, мы всегда должны подразумевать некий фундамент, на котором этот образ жизни созидается. Так что же лежит в основе образа жизни казака? Это, в первую очередь, православная вера и любовь к Отечеству. Любовь, простирающаяся до готовности положить свою жизнь за Отечество. Именно поэтому казаки и были опорой государства, опорой национальной жизни.

И мы должны разобраться: а что значит быть православным человеком? А что значит жить в соответствии с православной верой? Это значит, что у казаков должно быть ясное чувство принадлежности к Церкви, потому что нет Православия без Церкви. Православие как культурная категория совсем не достаточно, чтобы играть важную роль в жизни людей, потому что тогда оно становится временным, преходящим, как является преходящим все внешнее в человеческой жизни. Если же казак принадлежит Церкви, то это значит, что он православный в полном смысле слова. Не поверхностно, не внешне, не карикатурно. Быть православным значит не только стоять в форме вне храма и охранять его. Быть казаком значит сердцем быть в храме…»

Продолжая заседание, с развернутыми докладами выступили: митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий — «Духовно-нравственные ценности казачества и их идентификация в образовательном пространстве: опыт Ростовской митрополии»; архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука; атаман Кубанского казачьего войска Н.А. Долуда — «Опыт работы Кубанского казачьего войска по сохранению и развитию духовно-нравственных традиций казачества»; архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил — «Сохранение духовных традиций казачества за рубежом».

Тульская Епархия также приняла участие в данном съезде.  Тульскую делегацию в составе 17 человек представляли: председатель епархиального отела по взаимодействию с казачеством протоиерей Игорь Корейша, заместитель председателя архимандрит Лавр (Тимохин), окормляющее духовенство, атаманы и казаки казачьих обществ дислоцированных на территории Тульской епархии.

Делясь своими впечатлениями, по завершению мероприятия протоиерей Игорь отметил то внимание, с которым относится Патриарх к восстановлению казачества на русской земле. «Его определение, что казак – это не форма одежды, или принадлежность к некой субкультуре, а именно хранение подлинного образа христианских ценностей очень точное.

Второй момент, на который хотелось бы обратить внимание – это выступление митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. Он говорил о том, что необходимо согласовать современное российское законодательство с насущными потребностями казачества. А именно, должно быть законодательно закреплено право учебным казачьим учреждениям строить храмы на своей территории. Так как доступность храма для молодых казаков играет важную роль в процессе воцерковления.

Интересным было выступлением атамана ВКО «Кубанского казачьего войска» Николая Александровича Далуды о том, что очень много зависит от первого лица области или края. На примере Ставропольского края видно, что там, где руководство области радеет о развитии казачьего движения, то заметны и плоды.

Собрание было весьма полезным, прошло плодотворно и, будем надеяться, оно даст дополнительный импульс к развитию казачества как на территории России, так и за рубежом».

По окончанию основной части мероприятия представители Тульской епархии продолжили обсуждение ключевых моментов в работе по воцерковлению казачества с представителями других Епархий. В ходе беседы поднимался вопрос о путях преодоления отчуждения и некоторой боязни по отношению к Церкви и церковной жизни среди казаков.

Так иерей Антоний Фадеев нашел поддержку среди участников, обсудив в этом ключе следующий способ: «Казаки, делая первые шаги в сторону Церкви, приходят с каким-то (у каждого своим) жизненным багажом. Будь то навыки рукопашного боя, походов или навыки рукоделия. Таким образом, передавая свои знания молодежи на приходе, казаки сами постепенно приблизятся к храму и вере естественно, подобно привитой лозе к древу».

Так же, Михалев Дмитрий, студент семинарии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры отметил: «Я думаю, все зависит в первую очередь от священника, который окормляет казачий полк или станицу. В нашем городе, откуда я приехал (в Тамбовской области) очень деятельный священник и по праздникам в его храме собирается много казаков. Он всегда живёт в достаточно тесном общении с их семьями, старается находить общий язык, поддерживает дружеское общение. Благодаря такому отношению через него многие казаки пришли к вере».

Интересная беседа состоялась с Шуриновым Александром Сергеевичем, заместителем атамана Московской области по культуре. Александр Сергеевич – академик Петровской академии науки и искусств, член Российского Филосовского Общества РАН, руководитель историко-просветительского центра семейно-родовой культуры «Родовая семья» им. Л.М. Савелова, а также член Совета Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года».

Поднимая вопрос о восстановлении казачества необходимо обратиться к тем истокам, которые питали искони казачью общину. И здесь Александр Шуринов напомнил, что «…семейно-родовая культура в русской традиции насыщена понятиями долга и чести, насыщена Православием, насыщена державностью.  И в казачестве эта культура отражена наиболее полно, наиболее концентрированно. Можно сказать, что казачество – это квинтэссенция русской культуры. Это умение себя защитить, умение трудиться и умение воспитать новое поколение. Воспитание ребенка начиналось задолго до его рождения, ещё, когда мать вынашивала свое дитя она уже заботилась о его здоровье, как физическом, так и духовном. И то, что сейчас у нас в наше время здоровых детей рождается немного  – это следствие утери нашей традиционной культуры».

Иерей Антоний: Вопрос такой. Сегодня Святейший Патриарх озвучил, что казаку невозможно быть без осуществления двух тезисов – «Казак без веры – не казак» и что «… любовь к Отечеству без жертвенности плодов не принесет». В свою очередь мы знаем, что очень многие, относя себя к казачеству, не признают себя православными. Они называют себя по-разному – традиционное, родовое казачество. Какое отношение должно быть к таким казакам?

Александр Шуринов: Здесь, лично у меня, отношение простое – люди нуждаются во всеобучении. Когда некое казачье общество существует, то  ее участники мало знают как о Православной культуре, так и о самом казачестве и о традициях служения Отечеству. Но, прежде чем говорить о традициях служения Отечеству, необходимо узнать и понять традиции служения семье. Он не будет готов, пока он не пройдет через все предыдущие этапы – защиты семьи, защиты Веры, защиты культуры, через уважение материнства и отцовства.

Иерей Антоний: То есть нужно поставить молодого человека перед вопросом: «Что для тебя является нормой жизни?» Если ты не имеешь понятия о жертвенности, не готов жить ради близких людей, но только лишь для себя самого, то тогда ты вообще не можешь говорить про веру вообще и принадлежность к казачьему обществу?

Александр Шуринов: Да, вы правильно поняли мою мысль. Даже смогли ее выразить более кратко! При этом важно не забывать о другой значительной составляющей казачьей культуры – это культура отношения к своей родной земле. Миросозерцание, которое есть у казака, в большой степени формируется за счет земледелия и его рачительного отношения к нему. Именно за счет работы на земле у человека появляется особое отношение и к окружающему его миру. Мы, ведь, потому и говорим, что крестьянин не менее духовен, чем дворянин. Начиная свой день за молитвой в храме, и продолжая день в работе, не оставляется и внутренний труд – молитва. Человек преображается, у него устанавливаются особые отношения с Богом и окружающим миром.

Подводя итог поездки, атаман СКО “Станица “Исток-Донская” войсковой старшина Чернышев О. А. отметил, что «наиболее интересными и возможными к осуществлению способами по развитию взаимодействия с казачеством можно назвать организацию походов по местам памяти казачьей славы вместе с окормляющим духовенством, а также взаимодействие казачьих классов с учениками воскресной школы. И, конечно же, будем развивать практику проведения информационно-обучающих бесед между священством и казачеством в станицах Тульского казачьего общества. Тем предостаточно, священник наставит в вере Православной, а казак поведает о славных традициях и истории казачества».

Мероприятие завершилось церемонией вручения наград Русской Православной Церкви, а также подведением итогов литературного конкурса «Казачьему роду нет переводу». А в завершении мероприятия для участников и гостей съезда выступил Государственный академический Кубанский казачий хор.

Иерей Антоний Фадеев,
Татьяна Корнаухова.
При написании статьи использовались материалы официального сайта Московской Патриархии.
Использованы фото сайтов «Казачий Информационно-аналитический Центр» и
«Федеральный патриотический вестник».

 

Поделиться:
Неделя 22-я по Пятидесятнице.
25 ноября 2024
Вмч. Мины (икона). Мч. Виктора (икона) и мц. Стефаниды (икона). Мч. Викентия (икона). Прп. Феодора (икона) Студита, исп. Блж. Максима (икона), Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Мч. Стефана (икона) Дечанского (Серб.). Прп. Мартирия (икона) Зеленецкого. Сщмч. Евгения пресвитера.
Наверх