14 сентября в городе Ессентуки состоялся Большой отчетный круг Терского Казачьего Войска. В работе круга принял участие Высокопреосвященнейший Кирилл, митрополит Ставропольский и Невинномысский, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, а также благочинные округов Ставропольской и Пятигорской Епархий.
Атаман Терского казачьего войска С. Клименко проинформировал круг о положении дел в войске, а также мероприятиях, прошедших за этот год. По словам атамана, главными вопросами своей деятельности он считает духовно-нравственное и военно-патриотическое развитие казачества, атаман указал, что они неотъемлемо связаны с экономическим развитием Терского казачьего войска.
Затем отчет о работе сделали Председатель совета стариков и Ревизионной комиссии, после чего приступили к обсуждению докладов.
Выступило несколько казаков, затем со словом к казакам обратился митрополит Кирилл.
“Уважаемые братья казаки! Я благодарен Богу, что стал архиереем Русской Православной Церкви здесь, на Кавказе. Я благодарен Богу, что Священный Синод во главе со Святейшим Патриархом принял решение создать Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством, который я возглавил как первый архиерей.
Я – не казак. Хотя все может быть, ведь отец матери был сиротой, а она – крестьянка, родом с Южного Урала и слабо прослеживается их родословная. По линии отца – священник в четвертом поколении.
Сейчас я буду говорить очень жесткие слова в отличие от тех казаков, которые давали удовлетворительную оценку работе войскового атамана и соглашались с политикой развала войска и противостояния атамана Клименко с Русской Православной Церковью и с региональной властью. Я очень люблю казачество. Полюбил всей душой и тружусь, сколько могу. Сегодня, безусловно, казаки имеют право свободно выражать свои мысли. Я тоже сегодня буду свободно их выражать. Атаман войска Клименко Сергей Александрович брал у меня благословение на избрание атаманом год назад, хотя я его не знал до этого. Мы с ним очень много говорили. И сегодня в своем выступлении он очень много употребил слов о служении казаков вере православной. Сейчас я скажу очень жесткие, но искренние слова, и хотел бы услышать на них вашу реакцию, оценить как вы служите вере Православной.
Я сегодня задал вопрос, когда пришел сюда и здоровался с казаками. 7 сентября был день памяти апостола Варфоломея, день покровителя войска Терского. И кто из вас был в этот день в храме? Судя по рукам более половины не было. Кстати я удивляюсь, господин атаман, что от Аланского округа, сто человек не попало в зал, а зал полон. Кто эти люди, если в зал не смогли попасть сто человек с официальными мандатами делегатов на войсковой круг.
На мой взгляд, братья казаки, за год ничего серьезного не сделано. В войске безобразия, все переругались. Общественная войсковая организация толком не работает. Молодежную структуру так войско и не учредило. Хотя я был сторонником, Спирин Петр это может подтвердить. Сколько сил потратил! И в прошлом году мы собрали триста человек . Нет пока организации. Частная охранная организация Терского войска пока не зарегистрирована. Что мы имеем вместо этого? Войсковой атаман и его приближенные принесли в Терское казачество авторитаризм и раскол, неуважение к Русской Православной Церкви. Во всяком случае, после схода в Лермонтове я до сих пор ждал его на разговор. Я звонил ему много раз. И был бы, возможно другим разговор у нас с ним в моем кабинете. И может быть он попросил бы прощения. Он этого не сделал, не позвонил мне даже. Вместо этого – жесточайший конфликт с аппаратом полномочного представителя президента Российской Федерации в Северо-Кавказском Федеральном округе, высшими должностными лицами всех субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Кавказского Федерального округа, с Синодальным комитетом Русской Православной Церкви. Испорчены отношения и с Советом при президенте РФ по делам казачества. Сегодня здесь нет ни одного представителя власти. Вы не задумались почему? И чего вы хотите? Пойти против государства?
Выяснилось, что бесконечные поездки войскового атамана в Москву, якобы для решения проблем Терского войска, носили сугубо частный характер. Хотелось бы получит ответ, с кем и по каким вопросам Сергей Александрович ездил в столицу. Получить духовное наставление у уважаемых архиереев у руководителя времени за год не нашлось. Президентский совет всегда был нашим союзником, прислушивался к просьбе казаков. Последним ярким подтверждением данного тезиса является то, что несмотря на неконструктивную по отношению к федеральному центру позицию, терскому казачьему войску помогли получить разрешение на право учреждения частной охранной организации. На сходе в Лермонтове атаман и меня и казаков ввел в заблуждение, т. к. не обсуждал ни с кем текст обращения и то что он будет адресован президенту страны. Я вынужден был уйти раньше окончания схода и просил для ознакомления обращение, но не получил. Если бы в обращении не было прямых выпадов в адрес полномочного представителя президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе и обращение было бы адресовано председателю совета при президенте РФ по делам казачества, а не президенту , то и здесь, несмотря на некоторые абсурдные пункты, все было бы по-другому.Вы же берете на себя государственную службу и должны четко знать субординацию.
Вы также присягаете на Кресте и Евангелии в том числе»служить вере православной» Когда архиерей или священник молчит или говорит то, что нравится, это «Любо», а слова жесткой правды, то это «Не любо» .А правда не всегда бывает приятной, но кто-то должен в этом мире ее произносить.
За все те допущенные нарушения я на сегодняшний день как архиерей Русской Православной Церкви и председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством накладываю на господина войскового атамана церковную епитимью.
Атаману Терского войскового казачьего общества
Клименко С.А.
Сергей Александрович!
«В связи с раскольническими деяниями в Терском войске, возлагаю на вас епитимью(церковное наказание), начиная с 15 сентября 2013 года и благословляю вам 40 дней нести пост по уставу Великого поста, с чтением Покаянного канона ко Господу нашему Иисусу Христу. По окончании епитимьи исповедоваться у войскового священника и причаститься Святых Христовых Таин, после доложить мне об исполнении епитимьи. Во время исполнении епитимьи вы не имеете права исполнять обязанности войскового атамана, а таковые исполняет первый заместитель или товарищ атамана. Сие церковное прещение да послужит к вашему исправлению и дарованию вам милости Божией.
“Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем…Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь” (2 Фес.3. 16,18)».
Это церковное наказание. Я могу его наложить на любого православного человека. Если он православный, он выполнит его. Если он – не православный, пусть скажет, что он не православный. Я считаю работу атамана неудовлетворительной».
После этого с словом к казакам обратился войсковой священник, отец Павел Самойленко и несколько уважаемых казаков, которые просили у архиерея прощения за неподобающее поведение казаков. Казаки здесь и после круга просили прощения у митрополита и владыка Кирилл простив казаков обратился к ним со словами молитвы и архипастырского назидания.
Пресс-служба Синодального комитета по взаимодействию с казачеством