1 сентября – праздник православного казачества, праздник Донской иконы Божией Матери. В этот день в Москве в Донском монастыре состоятся торжества. Прибудут атаманы, представители казачьих войсковых обществ, казачьи духовники, чтобы вместе с Патриархом, архипастырями и прихожанами поздравить друг друга с Праздником Донской иконы Божией Матери и помолиться перед святыней.
По случаю приближающихся важнейших событий в жизни казачества и Русской Православной Церкви на вопросы пресс-службы Синодального комитета по взаимодействию с казачеством ответил председатель Синодального комитета, Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.
Образ Пресвятой Богородицы принесли с собой на Куликово поле Донские казаки. После победы в бою казаки преподнесли ее святому благоверному великому князю Димитрию. Перед святым образом Донской Богоматери о даровании побед усердно молились русские цари, с этой святыней совершали они Крестные ходы. Прошли века, и время подтвердило ее чудесные творения. Почему нужно и в наши дни благодарить Пресвятую Богородицу за милость, явленную нам через Донскую икону Божией Матери?
– На самом деле ответ очень прост – благодарность не может иметь срока давности, сколько бы веков не прошло с момента того или иного события или чуда. Мы живем в XXI веке, но от этого Евангельские события двух тысячелетней давности не становятся менее важными. Святитель Тихон Задонский писал: “Господь великие благодеяния показал нам не требуя от нас ничего иного, как только одного благодарного сердца”. Благодарность Богу за проявленную милость – это показатель нравственного состояния народа.
Возвращаясь к Донскому образу Пресвятой Богородицы нужно отметить, что чудо явленное Пресвятой Владычицей на Куликовом поле имело, как это сейчас модно говорить, геополитическое значение. Именно после этого сражения начинает укрепляться дух и самосознание русского народа, начинается возвеличивание и восстановление единого мощного государства, скрепленного общностью Православной Веры.
История Куликовской битвы хорошо известна, чтобы подробно о ней рассказывать. Отмечу лишь, что икона Пресвятой Богородицы, как бы это парадоксально не звучало, сражалась вместе с войсками, ее укрепили на древке как хоругвь, она прошла перед выстроившимися отрядами, а в разгар боев находилась в самом пекле, вдохновляя русских воинов.
В дальнейшем с этим образом было связано множество других чудес. В благодарность за одно из них – победу в 1591 году над крымскими татарами во главе с ханом Казы-Гиреем царь Федор Иоаннович повелел основать Донской монастырь.
Казаки – активная часть нашего общества. Вы часто в своих интервью говорите, что православие – духовный стержень этого сословия. Теперь в каждом казачьем войсковом обществе служит войсковой священник. Какие-то предварительные выводы можно уже сегодня сделать о том, как поставлена совместная работа представителей православного духовенства и казаков?
-В каждом реестровом войсковом казачьем обществе, а их в современной России насчитывается 11, служат войсковые священники. Причем, к примеру, в Кубанском войске священник приступил к духовному окормлению казаков еще до образования государственного реестра, объединившего все казачьи общества, примерно в 1989 году. К 2010 году, когда в Синодальном комитете была образована коллегия воинских священников, весь корпус воинских казачьих священников был сформирован.
При этом отмечу, что духовники есть не только у реестрового казачества, но и у общественных казачьих организаций. Это очень важно. Мы стараемся не делить казаков на “своих” и “чужих”, каждый из них нуждается в пастырском окормлении. Святейший Патриарх Кирилл, уделяющий повышенное внимание теме казачества, говоря об этой проблеме верно заметил: “Перед казачьим сообществом стоит другая важная задача — преодоление разделений в своей среде. Такое разделение внутри казачества считаю недопустимым и исторически неоправданным. История знает много печальных примеров, когда раздробленность приводила к легкой победе врагов. Достаточно вспомнить 1918-1922 годы, когда каждое казачье войско Юга России пыталось спастись в рамках некой казачьей автономии, и каждое в отдельности было уничтожено. Как и тогда, причиной обособленности является гордость, которая, по слову апостола Павла, приводит к «состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия и лукавые подозрения» (1 Тим. 6:4). Поэтому так важно усвоить уроки истории и прийти к крепкому единству, ибо только оно позволяло и позволит казакам преодолевать любые трудности и выходить из них непобежденными”.
Мы стараемся разъяснить важность и координируем процесс вступления войсковых священников и духовников в казачьи общества в качестве приписного казака. Не все, но многие священники вступили в казачество. Священники, так называемые приписные казаки, получили возможность принимать участие в голосовании на Казачьем Круге, таким образом они становятся ближе к простому казаку, получая возможность брать на себя часть ответственности за принятые решения.
Почему мы так последовательно и настойчиво обращаем внимание на необходимость воцерковления казаков? Потому что православие — основа глубинных традиций казачества. Настоящий казак не мыслит свою жизнь без веры. Чтобы стать казаком мало одеть форму или ознакомиться с уставом общества.
Донской историк Е.П. Савельев писал, “что казаки от природы были народом религиозным «без ханжества и лицемерия; клятвы соблюдали и данному слову верны. Чтили праздники Господни и строго соблюдали посты”.
К сожалению, десятилетиями из сознания казаков, как впрочем и всего народа, вытравливалось стремление к вере. Пропаганда формировала образ казачества, отличавшийся неким серьезным внешним антуражем, но с непонятной, размытой внутренней духовной основой.
Добавьте к этому смену поколений, произошедшую за это время, и вы получите такой срез духовного состояния казачьей общности, который мы наблюдаем в российском обществе в целом. Именно это положение отражает и проведённый нами социологический мониторинг состояния религиозной жизни казачества в прошлом году. Если к православным среди казаков себя относят себя почти все опрошенные, то процент крещеных детей – лишь 70, а венчанных браков – только 40.
Для того, чтобы отношение к православию было лишено формальности, а, напротив, осознавалось бы как жизненная необходимость, священники стараются объяснить важность регулярного участия в богослужениях, в Церковных Таинствах (исповеди, причастии, соборовании).
Казачьи священники всегда участвуют в церемонии приведения к присяге атамана казачьего войска или казака, или, к примеру, прибивки знамени войскового казачьего общества на Круге, при освящении оружия.
Много обязанностей священниками исполняется на местах, и к их словам казаки, безусловно, прислушиваются. С Божьей помощью мы продвигаемся в нашей работе, и на ближайшей коллегии войсковых священников – 2 сентября будем подробно разбирать сложившуюся практику духовного окормления казаков. Кроме того, в рамках коллегии мы обсудим вопросы подготовки к Первому Большому Съезду духовников казачьих обществ и общественных объединений казачества «Православие – духовно-нравственная основа казачьего мировоззрения». Съезд состоится в Москве 5 декабря 2013 года в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя и возглавит его Святейший Патриарх Кирилл.
3 сентября 2013 года в Синодальном комитете, который Вы возглавляете, состоится заседание постоянной профильной комиссии по взаимодействию с Русской Православной Церковью в составе Совета при Президенте РФ по делам казачества. Скажите, пожалуйста, несколько слов о работе этого совещательного органа.
-Привлечение Русской Православной Церкви к участию в реализации государственной политики в отношении российского казачества чрезвычайно важно. Мало того, позволю себе заметить, что это краеугольный камень успешного решения поставленных задач.
На основе традиционного православного вероисповедания самобытная культура казаков, их образ жизни и традиции смогут не только сохраниться, но и станут крепкой основой для патриотического воспитания подрастающего поколения, о чем говорил в одном из своих выступлений Президент страны Владимир Путин: “Задача государства – всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодежи”.
Убежден, у российского казачества огромный культурный и духовный потенциал.
Основная деятельность Комиссии заключается в разработке и реализации культурно-просветительских, образовательных, оздоровительных, правозащитных проектов, проектов, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Одним из важных вопросов, которые планируется обсудить на предстоящем заседании Комиссии, станет налаживание диалога окормляющих казачество священников с представителями органов исполнительной власти на местах.
Пресс-служба Синодального комитета по взаимодействию с казачеством