Резолюция Первой Международной научно-практической конференции: «Церковь и казачество: опыт соработничества на благо Отечества»

I-я Международная научно-практическая конференция «Церковь и казачество: опыт соработничества на благо Отечества» состоялась в городе Москве 24-25 марта 2011 года по инициативе Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством при поддержке Совета по делам казачества при Президенте Российской Федерации.

В работе конференции приняли участие представители Министерства регионального развития Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Российского Православного университета, атаманы и духовники казачьих обществ, представители реестровых и общественных казачьих обществ, научного сообщества, деятели культуры и искусства, преподаватели казачьих учебных заведений.

Главная цель состоявшегося мероприятия заключалась в отражении и обобщении накопленного в последние десятилетия опыта взаимодействия казачьих формирований Российской Федерации с Русской Православной Церковью на общероссийском, епархиальном и приходском уровнях, а также становления духовно-нравственного и культурного пространства в казачьих формированиях и поселениях.

В ходе работы трех пленарных заседаний, четырех секций и круглого стола, организованных в рамках конференции, выступили более 50 представителей казачьих обществ, священнослужителей, научных работников, представителей органов власти.

В докладах и выступлениях участники конференции поднимали вопросы правового и экономического регулирования, методологии, теории, организации и обеспечения многоплановой работы по расширению взаимодействия казачьих обществ с Русской Православной Церковью.

Участники конференции отметили, что после создания Совета по взаимодействию с казачеством при Президенте Российской Федерации активизировалась работа по оказанию помощи казачьим войсковым обществам и общественным объединениям казачества в решении текущих задач и определений перспектив возрождения казачества.

Участники конференции дали высокую оценку работе Профильной комиссии по взаимодействию с Русской Православной Церковью, действующей в рамках Президентского Совета по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, взявшего под свое духовное водительство благочестивое казачество, а также деятельности созданного год назад Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством, активно работающего с войсковыми казачьими обществами и рядом казачьих общественных объединений.

Положительную оценку участников конференции получили информационно-обучающие семинары, на которых обсуждались многие важные проблемы и задачи, стоящие перед казачеством. Одной из самых главных среди них является приобщение казачества к вере православной, традиции которой в значительной мере утрачены казаками за 73 года атеистической политики советского государства. Эта задача определяет вектор развития всей идеологии казачества в настоящий период. Именно поэтому за прошедшие 22 года с начала возрождения казачества общественные, а затем и реестровые казачьи организации своей главной задачей ставили и ставят в настоящее время возвращение в храм каждой казачьей семьи, помня, что «казак без веры – не казак».

Воцерковление казаков, как отмечали выступавшие, зависит от повседневного соработничества священника, атамана, казака и членов его семьи. От каждого казака во многом зависит формирование православной духовно-нравственной обстановки в семье.

Многие выступавшие справедливо отмечали, что фактором, затрудняющим воцерковление, являются общие проблемы экономической и морально-нравственной ситуации в России, утрата большинством населения уверенности в обеспеченном и справедливом будущем детей, внуков и правнуков.

Участники конференции подтвердили, что казачество России как часть русского народа, живет той же жизнью, что и все общество, его тревожит незавершенность и малоэфективность экономических и социальных реформ, безработица, развал многих предприятий на местах, коррупция, терроризм, проблема ювенальной юстиции и проблемы образования.

В целом ряде выступлений участников конференции указывалось на важность решения таких актуальных проблем казачества, как восстановление традиционного казачьего землевладения и землепользования в местах компактного проживания казаков, привлечение членов казачьих обществ на государственную службу, включая военную, пограничную и охранную.

Тревогу участников конференции вызывает обстановка, связанная с сохранением православной культуры и исторических традиций российского казачества в различных регионах России.

Участники конференции высказали пожелание получать более полную информацию о деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества.

В секциях, на которых обсуждались вопросы истории казачества, традиций и воспитания в семье, а также в системе казачьего образования и духовно-нравственного окормления казачьих общин и объединений, был сделан упор на необходимость развития у казачьей молодежи интереса к знанию истории казачества, его семейных традиций, православных духовно-нравственных ценностей.

В выступлениях секции «Казачья экономика: проблемы и перспективы» отмечалось, что процесс возрождения казачества может стать более успешным, если участие казаков в экономических проектах будет наполнено православным содержанием, базирующемся на принципах, изложенных в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви».

Важнейшей составляющей взаимодействия Церкви и казачества является развитие тесного всестороннего сотрудничества с православными казаками в Республике Беларусь и Украине, в ряде стран СНГ, а также в странах дальнего зарубежья как формы народной дипломатии и казачьего братства.

В этом отношении большой интерес вызвал опыт духовного окормления Русской Православной Церковью казачьих организаций за пределами России.

Учитывая характер состоявшейся дискуссии, участники конференции заявляют о необходимости:

1. Активизации работы по реализации принципов духовно-нравственного возрождения казачества на концептуальном уровне, с учетом прозвучавших в ходе конференции рекомендаций и, прежде всего, на принципах, отраженных в сформулированном участниками конференции определении казачества, как исторически сложившейся этно-культурной общности служилых людей, интегрированных в русскоязычный мир, обладающих законодательно закрепленными обязанностями и правами, отраженными в их обычаях и традициях, и формирующих свое социально-экономическое пространство в соответствии с христианским идеалом на благо Отечества и Русской Православной Церкви.

2. Разработки концепции духовно-нравственного окормления и воцерковления казачества с целью определения направления стратегии соработничества Церкви и казачьих обществ и общественных объединений казачества на благо Отечества, развития отечественных традиций и культуры казачества.

3. Разработки комплексной универсальной программы воспитания и образования в кадетских казачьих корпусах, казачьих школах и классах по приобщению молодого поколения к вере предков, казачьим традициям, воспитанию и гражданскому становлению личности.

4. Поддержки практики проведения Синодальным комитетом Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством информационно-обучающих семинаров для атаманов и священников. Перенести эти семинары в регионы с упором на обмен опытом приходской жизни в казачьих храмах и духовно-нравственного воспитания в казачьих семьях.

5. Поддержки усилий научных учреждений, общественных организаций, издательств по разработке и публикации учебно-методических пособий, обобщающих опыт духовно-нравственного окормления казачества на всех уровнях казачьих обществ и объединений: хуторских, окружных, войсковых, станичных, городских.

6. Внесения предложений в адрес Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества о создании «Общероссийской сетевой структуры казачьего православного образования» по схеме: Российский Православный университет – университеты (филиалы) в регионах (Краснодар, Ростов, Ставрополь, Оренбург, Иркутск, Хабаровск, Красноярск).

7. Решения вопросов, имеющих особо важное значение для реального возрождения казачества: о казачьем землепользовании и землевладении в местах компактного проживания казаков; государственной, военной, пограничной, природоохранной и иных видов охранной службы казачества России с учетом полного исполнения требований законов и постановлений Правительства Российской Федерации в отношении казачества.

8. Поддержки складывающегося опыта сотрудничества Синодального комитета Русской Православной Церкви с казачьими организациями в Республике Беларусь, в Украине, в странах Балтии, Европейского Союза и других стран.

9. Внесения на рассмотрение Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества предложений о конкретных мерах по поддержке предпринимательской деятельности казачьих организаций в соответствии с «Основами социальной концепции Русской Православной Церкви» (глава VI «Труд и его плоды»).

Участники I-ой Международной научно-практической конференции «Церковь и казачество: опыт соработничества на благо Отечества» заявляют свою поддержку Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву и Патриарху Московскому и всея Руси КИРИЛЛУ в их неустанных усилиях, направленных на возрождение казачества, его культуры и традиций, которые свято хранила Православная Церковь, и считают необходимым направить настоящий итоговый документ конференции в адрес Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, Синодальный комитет Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством, Министерство регионального развития Российской Федерации, войсковые общественные объединения казачества в России и ближнем и дальнем зарубежье для учета в работе мнения участников конференции.

Оргкомитет конференции

г. Москва,
Донской ставропигиальный мужской монастырь
24-25 марта 2011 год

Седмица 22-я по Пятидесятнице.
22 ноября 2024
Мчч. Онисифора (икона) и Порфирия (икона). Прп. Матроны. Прп. Феоктисты. Мч. Александра Солунского. Мч. Антония. Прп. Иоанна (икона) Колова. Прпп. Евстолии и Сосипатры. Прп. Онисифора Печерского. Свт. Нектария (икона) Эгинского, митр. Пентапольского, чудотворца. Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии, Павла пресвитеров, Иосифа диакона и прмч. Алексия. Иконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница" (икона).
Наверх