“Российская газета” собрала несколько интересных фактов и историй о жизни запорожского казачества.
Знаменитый длинный чуб оселедец – это особо важный атрибут внешности запорожского казака. Отращивали его лишь опытные и закаленные в боях запорожцы. Смысл в него закладывали сакральный: матерый казак в результате своих похождений был слишком грешен, и ада ему было не избежать; лишь за длинный чуб, по легенде, милостивый Бог мог вытащить его из адских котлов.
Знаменитое письмо, написанное казаками турецкому султану Мехмеду IV, содержало порядка двух с половиной десятков грубых оскорблений. Отказывая султану на требование прекратить нападения, запорожцы переиначили все его многочисленные титулы, превратив их в издевательские оскорбления, сопровождаемые отвлеченными нецензурными высказываниями.
Казаки в Запорожской Сечи, помимо множества иных самоназваний, назывались “лыцарством”. А постигнуть войсковые порядки в Сечи означало выучиться “сечевому рыцарству”.
Украинское казачество как термин появилось только в историографии XX века. Во времена существования Сечи казаков этих мест называли либо днепровскими, либо запорожскими.
По наиболее распространенной версии, своим названием Сечь обязана окружающему административный центр частоколу, имевшему острые засеченные края. Слово “Запорожье” же появилось благодаря расположению укреплений – за порогами Днепра.
Не только украинцы составляли основу населения Сечи. Здесь было немало русских, поляков, белорусов. Иногда, на условиях приверженности православию, туда попадали даже татары, турки, армяне и литвины.
Основатель крепости на острове Малая Хортица (появилась в 1552 году – прообраз Запорожской Сечи) Дмитрий Вишневецкий был родственником тогдашнего царя Руси Ивана Грозного. Вскоре запорожские казаки вместе с московским войском пошли на Крымское ханство, а их укрепления стали важным государственным форпостом.
За убийство одного казака другим преступника ждала жесточайшая казнь – его закапывали заживо вместе с убитым. Тем не менее, страшнейшим преступлением считалось воровство внутри Сечи. Даже самая незначительная кража каралась казнью.
Хотя запорожские казаки и были глубоко религиозными православными верующими, почетом здесь пользовались химородники, также называемые характерниками. Это были, самые что ни на есть, казацкие колдуны. Они занимались ясновидением, лекарством и психологией. По легендам они могли даже проходить сквозь стены и превращаться в животных.