Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством приглашает к обсуждению проектов документов

05.05.2011 00:00

Уважаемые братья казаки, работники системы казачьего образования, духовники казачьих кадетских корпусов! Приглашаем Вас принять участие в обсуждении проектов Концепции и Программы духовно-нравственного воспитания обучающихся в казачьих кадетских корпусах. Свои предложения Вы можете направлять до 12 мая по адресу: irina_kotina@mail.ru (руководителю учебно-методического сектора Синодального комитета по взаимодействию с казачеством Котиной Ирине Алексеевне)

Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества

Синодальный Комитет Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством

ПРОЕКТ

КОНЦЕПЦИЯ

духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах.

Москва 2011

Концепция духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах определяет ценностно-нормативные, методологические, организационно-содержательные основы воспитания и социализации кадет с учетом требований ФГОС общего образования, православных и культурно-исторических особенностей казачьего воспитания, возможностей участия казачества в модернизации современной России. Концепция является мировоззренческой основной для разработки программ духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах.

Содержание

Общие положения

1. Возрождение казачества – возрождение России

2. Православие – духовная основа казачества

3. Цель и задачи духовно-нравственного воспитания православных кадет

4. Базовые казачьи ценности

5. Основные принципы духовно-нравственного воспитания и социализации православных кадет

6. Духовник казачьего кадетского корпуса.

7. Внутренний устав жизни православного кадета.

8. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Заключение

Общие положения

Концепция духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах (далее – Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законами Российской Федерации «Об образовании», «О свободе совести и религиозных объединениях», Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.

Концепция обеспечивает реализацию требований ФГОС общего образования в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся с учетом православных и культурно-исторических особенностей традиционной казачьей педагогики, в контексте задач возрождения казачества и модернизации России.

Концепция определяет мировоззренческие, ценностно-нормативные, методологические, содержательные основы и организационные условия разработки и реализации кадетскими казачьими корпусами программ духовно-нравственного развития, воспитания и социализации православных кадет.

Концепция раскрывает возможности, мировоззренческие и ценностные основы совместной социально-педагогической деятельности общественных субъектов, заинтересованных в возрождении казачества, готовых соборно участвовать в духовно-нравственном воспитании и социализации православных кадет: казачьих обществ, приходов Русской Православной Церкви, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, воинских частей, общественных организаций гражданско-патриотической направленности.

В Концепции формулируется социальный заказ системе казачьего кадетского образования со стороны государства, казачьих обществ и общественных организаций казачества, Русской Православной Церкви, общественности на духовно-нравственное воспитание граждан, способных сознательно, активно и ответственно участвовать в процессах модернизации России, возрождения казачества, служить во благо Отечества, казачества, семьи, человека.

Социальный заказ системе казачьего кадетского образования устанавливается в системе следующих понятий:

Современное казачество – этносоциальнаяобщность служилых людей, интегрированных в русскоязычный мир, обладающих законодательно закрепленными обязанностями и правами, отражающими их обычаи и традиции, формирующих свое социально-экономическое и культурное пространство в соответствии с христианским идеалом служения на благо Отечества, казачества и Русской Православной Церкви.

Казачий воспитательный идеал – высшая цель казачьего образования, формируемая на основе христианского идеала, традиций, ценностей казачьей культуры и педагогики, с учетом современных условий и общенациональных задач; нравственное (идеальное) представление о казаке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены согласованные усилия государства, педагогических коллективов казачьих образовательных учреждений, казачьих обществ, семей обучающихся, Русской Православной Церкви, общественности.

Воспитание православного кадета – целенаправленный, педагогически организованный процесс формирования и развития у обучающегося личностных качеств, значимых для казака и его социального окружения.

Социализация православного кадета – усвоение обучающимся опыта нравственного, активного и ответственного поведения казака в обществе в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в общественную среду, сознательного установления социальных отношений, усвоения ценностей казачьего образа жизни, совместного с казаками и другими гражданами решения социально значимых проблем.

Духовно-нравственное развитие православного кадета – осуществляемое в процессах воспитания и социализации сознательное усвоение и принятие обучающимся традиционных ценностей, идеалов, норм поведения казачьей семьи, казачества, Православия, российского гражданского общества, многонационального народа Российской Федерации, человечества.

Базовые казачьи ценности – православные духовные идеалы, основные нравственные нормы, моральные установки, базирующиеся на культурно-исторических традициях казачества, передаваемые от поколения к поколению, обеспечивающие возрождение казачества, его активное и успешное участие в модернизации современной России.

Казачий уклад жизни православных кадет – воспитательное пространство казачьего кадетского корпуса, педагогически организуемое на основе базовых казачьих ценностей в единстве учебной, внеучебной, личностно и общественно значимой деятельности обучающихся, воссоздающее казачью культуру, образ жизни казака.

Социально-педагогическая среда казачьего кадетского корпуса – пространство социализации православных кадет, дополняющее казачий уклад кадетской жизни, организуемое на определенной территории путем согласования социально-педагогической деятельности педагогического коллектива казачьего кадетского корпуса, казачьей семьи, казачьего сообщества, православной казачьей общины.

1. Возрождение казачества – возрождение России

История казачества неразрывно связана со служением России. Казаки всегда были государственными людьми, воинами, тружениками, самоотверженно защищающими интересы Отечества, родную землю, веру предков. Многие столетия Россия укреплялась казачьей верой, доблестью и славой, воинским и трудовым служением.

В начале XXI в. страна оказалась в сложной ситуации. Многие вызовы внешнего и внутреннего планов: технологический, демографический, миграционный, экологический и др. ставят под угрозу само ее существование. Одна из основных причин, затрудняющих устойчивое и эффективное развитие России лежит в сфере духовных и жизненных приоритетов, ценностей и тесно связанных с ними общественных отношений. В общественном сознании не актуализированы нормы трудовой этики, идеалы трудового служения, надиндивидуальные смыслы жизни и деятельности, активной и конструктивной гражданской деятельности; недостаточна степень духовной консолидации россиян, доверия людей друг к другу, к обществу, государству, к будущему страны и заботы о нем.

Духовное и душевное состояние, мировоззрение, ценностное отношение к собственной жизни, труду, семье, другим людям, народу, своей стране, государству, к прошлому, настоящему и будущему определяют образ жизни человека. Из многих жизней складывается уклад жизни народа, который в целом определяет качество экономики, характер деятельности гражданского общества, обороноспособность страны и другие значимые формы национальной жизни. Реальность, создаваемая человеком, отражает, продолжает и развивает его внутренний мир. Качество человека, гражданина, личности – основной ресурс развития Россия.

Для решения общенациональных проблем государство последовательно проводит курс на модернизацию страны. Сегодня ему особенно необходима общественная поддержка.

Модернизация общества, благоприятное развитие общественных отношений может происходить только внутри самого общества, его собственными силами, на основе национальных духовных и культурно-исторических традиций, в согласии с пониманием происходящего гражданами и сообществами. Для социокультурной модернизации общества, целью которой является существенное повышение качества человеческой жизни и укрепления традиционных ценностных отношений, необходима реальная общественная сила, которая в союзе с государством готова взять на себя ответственность за будущее России и первой идти по пути модернизации страны, прокладывая путь остальным и увлекая их своим примером. Такой силой может стать казачество.

Казачество традиционно было одним из столпов российской державности. Сегодня оно возрождается, формируется как социальное движение, вновь доказывает свою способность решать важные для страны задачи.

Способность казачества выступить ведущей гражданской, народной силой модернизации страны имеет глубоко национальные, культурные истоки. Казачество исторически формировалось как носитель наиболее значимых традиционных народных ценностей: воля, вера, справедливость, товарищество, доблесть, служение. Национальный характер, российская ментальность выражена в казачестве с особой силой. «Вся история России сделана казаками. Недаром нас зовут европейцы казаками. Народ казаками желает быть» – справедливо утверждал Л. Н. Толстой. Казачество собственным примером призванное воодушевить российский народ, вернуть ему былое самоуважение, жизнелюбие, веру.

Современное российское общество нуждается в позитивных, реальных моделях успешной социальной жизни, основанных на производительном труде, доверии людей друг к другу, взаимной поддержке, взаимопомощи, гражданской ответственности, нравственности, защищенности, духовной и физической безопасности, экономической эффективности. В этой связи, казачество, и прежде и теперь осознающее свою судьбу в единстве с судьбой России, способно стать социально-духовной, гражданской и экономической силой, объединяющей усилия государства и общества в модернизации страны и являющей для других социальных групп пример достойной и успешной жизни.

Казаки – значительная, хорошо организованная этносоциальная общность. В традициях, идеологии, образе жизни казачества совмещаются важнейшие национальные приоритеты: производительная продуктивная экономическая деятельность, основанная на личном и коллективном качественном производительном труде; защита Отечества и правопорядка; активное и ответственное гражданское поведение; сохранение и воспроизводство духовного и культурного наследия; общественное самоуправление; укрепление традиционной семьи. Эти качества общественной жизни, присущие казачьей семье и общине, в современных условиях могли бы стать значимыми моделями социального поведения, успешной и свободной деятельности, конструктивного жизнеустроения для всего общества.

Казак – свободный человек, ответственный гражданин, умелый хозяйственник, бесстрашный воин. Его культурно-исторический генотип содержит личностные качества, которые должны стать преобладающими в российском обществе. Именно такие качества гражданина способны обеспечить устойчивое и эффективное развитие России в современных условиях.

Культура казачества – это культура пограничья. Многие века казаки расширяли и охраняли границы России. Современная модернизация, в философском смысле – это расширение пределов национальной жизни, освоение новых социально значимых пространств духовной, культурной, гражданской, социально-экономической деятельности. Традиционная культура пограничья сформировала у казаков способность жить, трудиться, сохранять себя и Россию в условиях враждебного окружения. Сегодня основная опасность для страны – это коррупция, безответственность, гражданская апатия, потребительство как образ жизни, эгоизм, аморальность. Россия внутри себя разделена. Эти негативные, неправовые, несправедливые границы необходимо снимать и в процессе модернизации создавать свободное, нравственное, духовно консолидированное, экономически эффективное общество с наилучшими условиями для жизни, творчества, развития человека.

Возродится казачество, умножится его былая сила – возродится и Россия!

2. Православие – духовная основа казачества

Казаки всегда были верными слугами Богу и Отчеству. Так повелось издревле. Свои подвиги и само свое предназначение они рассматривали как ратное служение Христово. «От древних времен мы, войско запорожское, никакого иного намерения не имеем, токмо единаго тогожде единомыслия и стояния против неприятелей за сохранение церквей святых и за целость всего православного народа»,- так говорили запорожские казаки. В казачьей культуре Православие тесно переплеталось с воинскими традициями: бой воспринимался как священнодействие, а сами казаки рассматривали себя как воины Христовы на страже Земли Русской.

Многие века казаки самоотверженно воевали и трудились во имя Веры, царя и Отечества, черпали свою силу в Православии. В начале прошлого века эта традиция была насильственно прервана. Семь десятилетий искоренялись уклад казачьей жизни, ее экономическая основа, воинская доблесть, память о славе казачества. Жестокая и целенаправленная советская политика разказачивания была вызвана тем, что казаки – наиболее крепкая в православной вере часть общества – сохраняли в своей среде глубокий патриотизм, искреннюю воцерковленность, жертвенную готовность защищать Отечество, веру предков, традиционные ценности.

В конце прошлого столетия казачьи традиции пережили свое второе рождение. Сам факт возрождения казачества есть чудо. Русское казачество пытались истребить поименно. В наши дни институты и культуру казачества возрождают подвижники, воспитанные в советских школах, что свидетельствует: дух казачества с его верностью Православию и России вернее любой идеологии, сильнее силы оружия, долговечнее политической системы, какой бы вечной она себе ни казалась.

Казаки всегда отличались крепкой верой. Казак без веры не казак. Вера спасает, оживляет, творит. Сила казачества не в лампасах и не в чубе, а в казачьем духе, в казачьей психологии свободного человека, чувстве собственного достоинства, в безграничной любви к родному краю, России, бережном отношении к традициям предков, в трудолюбии, предприимчивости, умении защищать свои права. Современное возрождение казачества – самое убедительное доказательство того, что казачий дух, никогда не менявший своего верного отношения к Православию и Отечеству, воссоздает сегодня институты, формы, традиции казачьей жизни, возвращает к жизни и самих казаков. Верой возрождается казачество.

Казаки всегда присягали и сегодня клянутся в верности Отечеству и Православной Церкви. Безграничный патриотизм, готовность профессионально исполнить свой воинский долг и без колебаний отдать жизнь за Родину, быть там, где всего труднее и опаснее, – все, из чего складывается казачья доблесть, питается Верой. Доблесть – это не только красивая форма и строгая выправка и даже не смелость сама по себе. Доблесть – это способность побеждать. Победа же добывается и военной техникой, и организацией, но, прежде всего, силой человеческого духа. Победить врага на поле брани можно, лишь победив его прежде в себе. Казак – воин духа. Его воспитание и образ жизни, формируют особый уклад казачьей души. Казак способен легко преодолевать страх, уныние, жизненные и ратные трудности, жажду наживы и власти. Он честен, умен, смел, трудолюбив, целеустремлен, самоотвержен. Смысл его жизни – в служении. И нет для казака, по слову Христову, «больше той любви, чем положить душу свою за други своя» (Ин. 15, 13). Доблесть основана на высоких духовно-нравственных качествах казака, на его силе духа, которую он берет в православной вере. Потому и говорят казаки о себе: «Мать казака – православная вера, а шашка – сестра».

Нет казака без доблести, силы духа, духовной чистоты и православной веры. На этом всегда стояло и ныне возрождается в былой славе и новой силе казачество.

3. Цель и задачи духовно-нравственного воспитания и социализации православных кадет

Направленность и содержание образования, воспитания и социализации обучающихся в кадетских казачьих корпусах осуществляется в контексте общих задач возрождения казачества и модернизации современной России, в соответствии с духовными и культурными традициями казачества, на основе православных духовных идеалов и традиционных нравственных ценностей, с учетом условий современной жизни.

Цель духовно-нравственного развития, воспитания и социализации православных кадет, иначе определяемая как современный казачий воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный, ответственный и социально активный гражданин России, готовящийся для службы Отечеству на военном и гражданском поприщах, укорененный в Православной Вере, казачьей культуре, традициях казачьего воинского, трудового и общественного служения.

Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация православных кадет должны обеспечить решение следующих задач:

– готовность и способность к духовному развитию, нравственному совершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению в современном мире на основе православных идеалов и моральных норм казачьей культуры;

– формирование патриотизма, любви к России, казачеству, родной земле, языку, готовности служения Отчеству на ратном и гражданском поприщах, личной ответственности за судьбу России и казачества, веры в великое будущее свой страны;

– укрепление веры в Россию, казачество, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями;

– формирование казачьего духа, казачьей доблести, которая соединяет в современной личности гражданственность, достоинство, честь, свободолюбие, целеустремленность, смелость, военное мастерство, волю к победе, трудолюбие, жертвенность с верой в Бога и Великую Россию;

– укрепление и развитие нравственных норм поведения, основанных на свободной воле, православных ценностях и казачьих традициях, внутренней установки личности жить по вере, закону и совести;

– развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

– формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на казачьей этике, православных представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

– осознанное принятие личностью базовых православных казачьих ценностей, общенациональных приоритетов и задач, готовность активно участвовать в их решении;

– свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению в сочетании с моральной ответственностью личности пред семьей, казачьей общиной, обществом, Русской Православной Церковью, Россией;

– готовность и способность выражать и отстаивать свою нравственно обоснованную гражданскую позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли, поступки;

– способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении общественно-значимых целей;

– трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

– развитие способности к реализации своего творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе традиционных моральных норм, православных идеалов, непрерывного образования и духовно-нравственного развития, индивидуальных способностей и интересов;

– осознание нравственной ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, духовному, социальному и физическому здоровью человека, умение им противодействовать;

формирование здорового образа жизни, осознание единства духовного, социально-психологического и физического здоровья;

– формирование уважительного отношения, готовности и способности к диалогу и сотрудничеству с представителями других народов, культур и верований;

– развитие способности к совершенствованию социальных отношений во благо человека, своей семьи, казачества, общества, многонационального и многоконфессионального народа России.

В сфере семейных отношений:

– осознание семьи, казачьего рода как основы жизни казака, гражданина;

– понимание значения семьи для жизни, самореализации, сохранения здоровья человека;

– понимание и поддержание православных казачьих устоев семьи: любовь, верность, взаимопомощь, почитание родителей и старших, забота о младших и старших, ответственность за другого человека, воспитание детей и др.;

– формирование православного отношения к семье как к малой Церкви;

– формирование бережного отношения к жизни человека, забота о продолжении рода;

В сфере общественных отношений:

– становление и развитие ответственных, социально-активных граждан России, приверженных православному соборному единству, казачьему братству, способных к продуктивному взаимодействию с согражданами для решения общенациональных задач;

– укрепление чувств патриотизма и гражданской солидарности;

– заботу о благосостоянии казачества, многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;

– формирование готовности к труду, творчеству, инновационному развитию экономики;

– готовность к военной службе, защите Отечества, формирование сознательного отношения к военной службе как священному долгу казака и почетной обязанности гражданина России;

– законопослушность, формирование сознательной, активной позиции и готовности к поддержанию законности и правопорядка;

– готовность к сохранению и творческому развитию в современных условиях традиционной казачьей культуры, казачьего образа жизни;

– заботу о людях с особыми социальными потребностями.

4. Базовые казачьи ценности

Современный казачий воспитательный идеал раскрывается в системе православно-ориентированных базовых казачьих ценностей, в полной мере учитывающих особенности казачьих культурных традиций и составляющих основное содержание воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах:

Патриотизм – любовь к России, к своему краю; служение России и казачеству; любовь к русскому языку, истории и культуре России, истории и культуре казачества; бережное сохранение и творческое развитие духовных, культурных, воинских, трудовых традиций казачества.

Православие – христианская вера, христианский идеал; любовь к Богу и любовь к человеку как важнейшие заповеди христианства; духовный мир и духовное развитие личности; православные ценности и традиции; христианское мировоззрение.

Русская Православная Церковь – Православная Церковь как соборное тело Христово, приходское сообщество, церковные Таинства, духовное водительство, православный образ жизни.

Казачья доблесть – служение Богу, Отечеству и казачеству, православная вера, казачье православное братство, долг, честь, достоинство, смелость, самоотверженность, честность, верное слово, воинское мастерство, трудолюбие, целеустремленность, духовные, культурные, воинские, трудовые традиции казачества, социальное служение, ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Социальная солидарность – свобода личная и национальная; казачье православное братство; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, общественное благо, общенациональные интересы.

Гражданственность – свобода деятельности и организации во благо человека, народа, казачества, России; права и обязанности гражданина; диалог и социальное соработничество личности, общества и власти; закон и правопорядок; поликультурный мир.

Семья – основа жизни казака, казачьего и российского общества, скрепленная любовью и верностью, почитанием родителей, уважением к своему роду, заботой о старших и младших, заботой о продолжении рода, достатком, здоровьем духовным, социально-психологическим, физическим членов семьи.

Образование и наука – образование в течение всей жизни; научное знание; стремление к знанию и истине; научная картина мира; научный подход к решению практических задач.

Воинское служение, труд и творчество – воинская служба как священный долг казака; трудолюбие; непрерывное личностно-профессиональное развитие; самореализация казака в воинской службе, труде, творчестве, профессии.

Искусство – красота, гармония; духовный мир человека; нравственный выбор; смысл жизни; добро; этическое, эстетическое развитие казака.

Природа – родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание, забота о природе.

Человечество – диалог национальных культур, сотрудничество народов, мир во всем мире; многообразие культур и народов; международное сотрудничество; прогресс человечества.

Система православно ориентированных базовых казачьих ценностей лежит в основе целостного культурно-образовательного, социально-воспитательного пространства духовно-нравственного развития личности православных кадет.

В этом пространстве на основе православных казачьих ценностей и традиций, современных национальных приоритетов и задач осуществляется педагогически организованное взаимодействие основных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации православных кадет: педагогических коллективов казачьих кадетских корпусов, приходов Русской Православной Церкви, казачьих семей, общественных организаций гражданско-патриотической направленности, воинских частей, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

5. Основные принципы духовно-нравственного воспитания и социализации православных кадет

Дальнейшее возрождение казачества в современной России, успешное воспитание и социализация молодых поколений казаков может осуществляться на основе следующих принципов:

Принцип гражданско-патриотической направленности воспитания и социализацииустанавливает в содержании, формах и методах воспитания и социализации приоритет задач формирования у православных кадет патриотического, гражданского, национального самосознания, готовности к служению Отечеству, способности к совершенствованию социальных отношений и участию в управлении общественными делами во благо человека, семьи, общества, казачества, воспитание любви к России, родному краю, своему селу, городу, области, своему народу. Воспитание казака – это воспитание сознательного патриота и ответственного гражданина.

Гражданско-патриотический характер воспитания и социализации в казачьих кадетских корпусах имеет свою военно-профессиональную специфику. Она отражает глубокую связь гражданско-патриотического воспитания с традиционными задачами формирования у православных кадет личностных качеств военного профессионала: убежденности в выполнении своего долга служения Родине, чести, достоинстве, самоотверженности, смелости, ответственности, самодисциплине и др. Процесс образования в казачьих кадетских корпусах не направлен исключительно на подготовку к военной службе, но развитие у обучающихся личностных качеств военнослужащего казака, объединенных общим понятием «казачья доблесть», значимых в любой сфере социальной деятельности, является важной задачей и особенностью воспитания и социализации православных кадет.

Принцип воспитания в культуре Православия. Воспитать казака, патриота и гражданина – значит сформировать в человеке казачий дух, развить и укрепить его духовно. Патриотизм – любовь и служение Отечеству – это, прежде всего, духовное состояние человека. Из христианской любви рождается патриотическое служение.

Современная массовая культура преподносит любовь как присвоение, обладание и наслаждение, служение – как дело за плату или за страх, «корысти и обладания ради». На таких основаниях казака не воспитаешь и казачество не возродишь. Корыстный патриотизм и показная любовь всегда были чужды православному казачьему духу.

Настоящий патриотизм невозможен без истинной любви. Она проявляется в способности отдавать, в готовности жертвовать своими силами, временем, комфортом, а если потребуется, то и самой жизнью, ради того, кого любишь. Казачий патриотизм – это готовность жизнь и душу свою положить за веру, Отечество и друзей своих. Он основан на христианском понимании, что Бог есть Любовь. Символ высшей любви – Крест Господен, «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного…" (Ин. 3,16). Не бывает казака без веры, а казачества без Православия, нет и патриотизма без жертвенной любви и бескорыстного служения.

Вне Православия воспитание казака невозможно. С этой, исторически верной точки зрения, задача приобщения кадетов-казачат к православной вере не может рассматриваться как нарушение свободы совести и вероисповедания, а также светскости общеобразовательной школы. В образовательном процессе казачьих кадетских корпусов воссоздается традиционная казачья культура, неотъемлемым компонентом и духовной основой которой является Православие. Будущий православный кадет и его родители (законные представители), выбирая казачий кадетский корпус, принимая казачье мировоззрение, культуру, образ жизни, вместе с ними принимают и православную веру.

Принцип воспитания в культуре казачества. Культура казачества тесно связана с Православием, основана на христианских ценностях и включает воинские, трудовые, семейно-бытовые традиции, самобытное казачье народное искусство, православно-казачью ментальность, идеалы, обычаи и ритуалы казачьего образа жизни. Педагогический потенциал казачьей культуры, особо значимый в современных условиях, заключается в направленности на воспитание свободного человека с чувством собственного достоинства, в приоритете нравственных и моральных установок, доминанте патриотизма, гражданственности, служения, ориентации на традиционные семейные ценности. Культура казачества содержательно наполняет весь образовательный процесс в кадетских корпусах и классах. Она обеспечивает решение важнейшей задачи кадетского воспитания – формирование у обучающихся казачьей идентичности, казачьего самосознания, казачьего духа.

Один из ключевых компонентов казачьей культуры – традиционная казачья система воспитания, имеющая народные и православные корни, основанная на ценностях свободного развития личности, народовластия, Православия (в том числе участия в церковных Таинствах), служения Отечеству. Казачьей педагогике свойственна действенность – воспитание в деле, в военной службе и трудовой деятельности. Эта особенность позволяет ей органично интегрировать традиционную православную и современную светскую педагогику, теорию и практику, обучение, воспитание, социализацию и реальную жизнь в формах личностно и общественно значимой, педагогически организованной деятельности православных кадет.

Основные идеи педагогики казачества: воспитание детей и молодежи на идеалах и ценностях православной казачьей культуры; воспитание свободного человека в традициях казачьего соборного народовластия; воспитание в духе патриотизма, готовности к служению Отечеству, казакам, другим людям по казачьему долгу и христианской любви.

Еще одной важной особенностью казачьей культуры является то, что она исторически формировалась как культура пограничья. Поэтому ей присущи: открытость, постоянное стремление к новому, диалогизм, поликультурность, единство традиций и новаций, восприимчивость к новым формам культуры и жизни, ответственность за внутреннее (целостное) пространство жизни. Поэтому воспитание в казачьей культуре способно обеспечить формирование человека, обладающего такими личностными качествами, которые крайне востребованы в современном мире.

Принцип единства воспитательных воздействий. Современное воспитание осуществляется в сложноорганизованном, поликультурном, динамичном и противоречивом мире. Человек в нем находится под влиянием различных, нередко антагонистичных систем ценностей, мировоззрений, моделей жизни. В одночасье изменить мир нельзя, но создать в нем среду, благоприятную для духовно-нравственного развития личности необходимо и педагогически возможно. В ФГОС общего образования такая среда определяется как уклад школьной жизни. Применительно к системе казачьего образования это понятие может быть уточнено как «уклад жизни православных кадет». Такой уклад педагогически организуется в единстве учебной, внеучебной, общественно-значимой деятельности православных кадет. В основном своем содержании он воссоздает традиционную казачью культуру. Для создания православного уклада кадетской жизни требуется объединение педагогических усилий всех основных субъектов воспитания и социализации: педагогических коллективов казачьих кадетских корпусов, представителей Русской Православной Церкви, включая духовных наставников (духовников), родителей обучающихся, представителей войсковых казачьих обществ и общественных объединений казачества, других общественных организаций гражданско-патриотической направленности, учреждений культуры и спорта. Согласование их деятельности, согласно требованиям ФГОС общего образования, осуществляется путем совместной разработки и реализации программ духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах, формируемых на основе положений настоящей Концепции и Примерной программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах.

Православный казачий уклад кадетской жизни – это педагогически организованное пространство духовно-нравственного развития личности, в котором снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, учебной и внеучебной работой, образованием и жизнью, наукой и религией, казачьими традициями и современностью. Все пространство духовно-нравственного развития православного кадета организуется в единой системе базовых казачьих православных ценностей. Весь процесс образования в границах казачьего уклада кадетской жизни направлен на достижение современного казачьего воспитательного идеала.

Принцип общинности-соборности казачьего воспитания. Общинность-соборность составляет одну из отличительных особенностей казачьего образа жизни. Начинается она в семье, где всегда был старейший казак, сильный духом, благоразумием и житейской мудростью. Все члены семьи посещали Церковь, участвовали в церковных Таинствах, соблюдали православные традиции, почитали предков, хранили родовую память.

Казачьи семьи всегда поддерживали друг друга, казачьи сотни комплектовались из родственников и соседей – создавался родовой казачий круг. Общинность-соборность казачьей жизни исторически обусловлены военным образом жизни казаков на пограничных территориях: выживать в окружении сильных противников можно только вместе, а для победы нужна вера и крепость духа.

Общинность-соборность казачьей жизни существенно расширяет сферу ответственности за воспитание православных кадет, приобщение их к казачьему образу жизни. Воспитание молодого казака никогда не было только частным делом его родителей. В это важное для судеб всего казачества дело включались православные священники (духовники), казачья община, казаки-старейшины, старшие казаки, соседи. И сегодня воспитание православных кадет не может быть только служебной обязанностью педагогов. Для формирования в молодом человеке казачьего духа необходимо его воспитание и развитие в социально-педагогическом пространстве казачьего кадетского корпуса.

Такое пространство включает в себя и существенно дополняет православный казачий уклад кадетской жизни. Социально-педагогическое пространство казачьего кадетского корпуса организуется в соборном единстве казачьего кадетского корпуса, войскового казачьего общества, Русской Православной Церкви (благочиний, православных приходов), казачьих семей, общественных организаций гражданско-патриотической направленности, воинских частей, ориентированных на работу с казачеством, иных социальных субъектов, разделяющих ценности православного казачества.

Целостное социально открытое воспитательное пространство педагогически формируется в границах определенной территории, триединый центр которого образуют казачий кадетский корпус, православный храм, казачье общество. В таком пространстве воссоздается общинно-станичная форма казачьего жизнеустройства. В нем в формах реальной совместной деятельности детей и взрослых развивается и укрепляется православное казачье сообщество.

Общинность-соборность казачьего воспитания в социально-педагогическом пространстве казачьего кадетского корпуса существенно расширяет обязанности казака в современных условиях. Педагоги и родители могут создать условия для развития личности обучающегося; православные священники – укрепить его дух, сформировать у него православную казачью духовность, но сделать из кадета молодого казака, заложить основы казачьей доблести может только казак. Казачество – духовный дар, передающийся от одного казака к другому. Так было издревле, так есть и сейчас. Воспитание молодых казаков, православных кадетов должно стать одним из важнейших дел войскового казачьего общества и каждого казака.

Принцип социально-педагогического соработничества и служения. Традиционная казачья педагогика всегда отличалась действенностью. Воспитать казака можно только в деле ратном и трудовом, в реальном служении Богу, Отечеству, народу, казачьему обществу, семье. Воспитание вне реальной личностно и общественно значимой деятельности невозможно. Поэтому социально-педагогическое пространство казачьего кадетского корпуса должно быть наполнено делами реального служения, в которых только и может происходить становление и развитие православных кадетов, молодых казаков.

Социально-педагогическое пространство казачьего кадетского корпуса включает в себя реальных социальных субъектов (кадетский казачий корпус, Церковь, казачье общество, семьи кадетов и др.) и охватывает определенную территорию (сельское и городское поселение, район, область, край, регион). Социально-педагогическая деятельность субъектов воспитания и социализации православных кадетов координируется на основе общих ценностей, задач, программ и направляется на решение конкретных проблем села, района, области, региона, страны. Казаки старшие и младшие, кадеты, их родители, священники, православное сообщество исполняют долг казачьего служения. Формами такого служения могут быть: посильная воинская служба, подготовка к ней, охрана правопорядка, социальная, волонтерская деятельность, благотворительность, поддержка сирот, людей с особыми социальными потребностями; экологическая деятельность, охрана и улучшение окружающей среды, родной природы; трудовая, профессионально-ориентированная деятельность, направленная на воспитание культуры труда, жизненного самоопределения в профессии; сохранение духовного и культурного наследия, исторической памяти, создание и развитие музеев, проведение государственных, народных, церковно-религиозных праздников, охрана исторических и памятных мест; проведение военно-спортивных игр, походов, паломническое служение, а также другие формы и мероприятия, определяемые обучающимися, их родителями, педагогами, духовными наставниками.

6. Духовник казачьего кадетского корпуса

Духовное окормление – благодатное пастырское попечение, смиренное учительское действие пастыря-духовника в деле духовно-нравственного развития, спасения, преображения человека. Пастырь – посредник между Богом и человеком, нуждающимся в спасении и духовном развитии.

Необходимость духовного окормления казачьих учебных заведений, войсковых казачьих обществ, общественных объединений казачества, казачьих семей в том, что главным компонентом казачьей культуры и жизни, казачьего самосознания является казачий дух, состоящий из казачьей доблести и православной веры. Не на силе, богатстве и власти стояло казачество, а на Вере, свободе и доблести. Суть казачества в православном казачьем духе, остальное к нему прилагается, от него исходит и им укрепляется.

«Рождённое из плоти есть плоть, а рождённое из Духа есть дух" (Ин.3:6). Казачий дух не рождается ни от шашки, ни от лампаса, но от Духа Святого. Поэтому духовное окормление – привнесение православной духовности – есть одно из важнейших условий возрождения казачества. Применительно к системе казачьего образования оно является самостоятельной педагогической задачей обеспечения духовно-нравственного развития православного кадета, молодого казака, формирование в нем казачьей духовности.

Для организации полноценного процесса духовно-нравственного развития православных кадет, формирования у них православной казачьей духовности в казачьих кадетских корпусах вводится должность заместителя директора по работе с православными кадетами и педагогами (духовника).

На эту должность приказом по образовательному учреждению назначаются лица духовного звания, как правило, имеющие педагогическое образование и опыт практической воспитательной работы, определенные соответствующим решением священноначалия, согласованные с войсковым казачьим обществом, на территории которых расположен казачий кадетский корпус.

Деятельность заместителя директора (духовника) по работе с православными кадетами и педагогами осуществляется в строгом соответствии с конституционной нормой свободы совести и вероисповедания.

Деятельность заместителя директора (духовника) по работе с православными кадетами и педагогами осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Законов Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях», «Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, Положения о кадетских казачьих корпусах, Основах социальной концепции РПЦ, положениях настоящей Концепции.

Основные задачи заместителя директора (духовника) по работе с православными кадетами и педагогами:

– формирование у православных кадетов духовной, православной основы казачьего мировоззрения, укрепление их в православной вере и казачьем служении Богу и Отечеству;

– реализация прав православных кадет и педагогов казачьих кадетских корпусов на участие в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях, удовлетворение их православных культурно-образовательных потребностей;

– участие в разработке и реализации программ духовно-нравственного развития, воспитания и социализации православных кадет;

– руководство методическим объединением педагогов по казачьему кадетскому православному воспитанию в кадетском казачьем корпусе;

– содействие педагогам, родителям обучающихся, казакам в духовно-нравственном, гражданско-патриотическом воспитании и православной социализации кадет;

– оздоровление и укрепление духовно-нравственной, морально-психологической, обстановки в казачьих кадетских корпусах;

– организация взаимодействия с семьями обучающихся, войсковыми казачьими обществами и общественными объединениями казачества, православной общественностью в целях воспитания и социализации православных кадет;

– повышение православной педагогической культуры родительского сообщества и педагогической общественности.

Заместитель директора (духовник) по работе с православными кадетами и педагогами реализует свои полномочия только на основе добровольного согласия кадетов и их родителей. Его функциональные обязанности определяются совместно директором образовательного учреждения, епархиальным управлением и атаманом войскового казачьего общества, на территории которых расположен казачий кадетский корпус.

7. Внутренний устав жизни православных кадет.

Важным компонентом православного уклада жизни кадет является внутренний устав жизни православных кадет (далее – Устав) – свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности по воспитанию православной казачьей духовности у обучающихся в казачьих кадетских корпусах. Устав разрабатывается казачьим кадетским корпусом самостоятельно и утверждается епархиальным управлением и атаманом войскового казачьего общества, на территории которых расположен казачий кадетский корпус.

Устав включает в себя:

· Распорядок для кадет на будние, выходные дни и праздничные дни. В распорядке дня указывается время и содержание утренней и вечерней молитвы, молитвы перед приемом пищи и после него. Для выходных и праздничных дней устанавливается богослужение в церкви;

· Описание православной пространственно-предметной среды казачьего кадетского корпуса – порядок и характер размещения православных и казачьих символов в помещениях казачьих кадетских корпусов;

· Перечень православных казачьих праздников и общий регламент их проведения.

8. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Реализация положений Концепции должна привести к достижению социально значимых результатов, имеющих существенное значение для возрождения казачества, духовно-нравственного развития граждан, морального оздоровления общества, модернизации России.

Достижение общественного согласия, определение единых подходов в области духовно-нравственного развития, воспитания и социализации православных кадет. Духовная консолидация российского общества, казачьих сообществ, как наиболее организованной, активной его части, является одной из важнейших задач модернизации страны. Концепция полагает основу и начало процессу духовной консолидации казачества, государства и Русской Православной Церкви в заботе о будущем казачества и Отечества, формирования духовного, соборного единства основных субъектов воспитания и социализации православных кадет. Реализация и творческое развитие основных положений Концепции должны идти от соборного единства во взглядах до соборного единения в реальной педагогической и социальной деятельности.

Создание системы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации православных кадет. В Российской Федерации необходимо создавать единую систему духовно-нравственного развития, воспитания и социализации православных кадет, интегрированную с системами кадетского воспитания других стран. Целесообразность ее организации определяется духовной и культурно-исторической целостностью казачества, общностью задач, стоящих перед ним сегодня, едиными федеральными требованиями к воспитанию, закрепленными в ФГОС общего образования, положениями настоящей Концепции. Содержательной основой российской системы казачьего воспитания должны стать программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации православных кадет, реализуемые в казачьих кадетских корпусах с учетом особенностей образовательного учреждения и региона, в котором они расположены.

Организация системы научно-методического обеспечения непрерывного развития содержания и технологий воспитания и социализации православных кадет. Воспитание православных кадет – непрерывный процесс, требующий постоянного совершенствования. В целях разработки, методического обеспечения и развития программ духовно-нравственного воспитания и социализации кадет целесообразно создание Центрального методического совета по казачьему воспитанию при Синодальном Комитете Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством. Отделения этого совета могут открываться в ведущих казачьих кадетских корпусах. В каждом казачьем кадетском корпусе необходимо создать методическое объединение педагогов по православному казачьему воспитанию. Для оперативной координации и полноценного информационно-методического обеспечения системы казачьего кадетского воспитания целесообразно создание информационного, научно-методического пространства воспитания православных кадет, включающего сайт, научно-методический журнал Центрального методического совета по православному казачьему воспитанию при Синодальном Комитете Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством, иные формы информационного обеспечения.

Возрождение действенного характера православного казачьего воспитания. Казак проявляет себя в деле, им воспитывается. Содержание казачьего воспитания, вся система духовно-нравственного развития, воспитания и социализации православных кадет должна основываться на реальных, общественно значимых делах, в которых они, вместе со старшими казаками, другими гражданами, могут принимать посильное участие. Казаки живут на пограничной территории. Социальное окружение казачьего образовательного учреждения – территория района, города, области – с теми проблемами, которые в нем существуют и требуют решения и есть современное пограничье. Казачье воспитание – это развитие личности казака в реальном служении, в деле. Дело же требует веры и духовной чистоты.

Казачье образовательное учреждение, воссоздающее педагогическими средствами внутри себя казачью культуру, казачий уклад жизни, способно стать социально открытой педагогической системой, транслирующей в окружающий социум значимые для современного общества православные казачьи ценности.

Содействие созданию современной социально-экономической основы казачьего воспитания и жизни. Современные проблемы экономического развития лежат не только в плоскости финансов, законов и управления, во многом они определяются ценностными социальными отношениями, нравственностью человека и сообществ. Создание эффективной системы казачьего православного воспитания и социализации, духовная консолидация казаков, нравственное укрепление казачьих сообществ способно оказать существенное позитивное влияние на формирование современной казачьей экономики.

Казачью экономику необходимо рассматривать как важнейший фактор казачьей жизни, воспитания и социализации православного кадета, молодого казака, возрождения казачества. Казачья экономика – система казачьих предприятий сельскохозяйственного, промышленного, торгового, финансового и иного типа. Особенность казачьих предприятий в том, что их экономическая деятельность имеет определенную, социально заявленную этическую составляющую – казачью православную духовную традицию труда и служения. Современное казачье предприятие – соборная общность свободных, равноправных, квалифицированных, ответственных казаков, разделяющих в своей совместной экономической деятельности традиционные казачьи ценности – товарищество, братство, справедливость, трудолюбие, честь и честность. В казачьих предприятиях нет эксплуатации – казак не наживается на труде казака. В них действует социальный принцип – от каждого по способностям, каждому по труду. Их экономический принцип – честный и продуктивный труд – обусловлен традиционным пониманием казаком своей жизни и деятельности как самоотверженного служения. Создание современной казачьей экономики, реализующей богатейший потенциал традиционной казачьей культуры, способно поставить на прочную социально-экономическую основу всю систему казачьего образования и стать действенным фактором модернизации России.

Заключение

Возрождение казачества, неразрывно связанное с возрождением России и Православной Веры – небыстрый и непростой исторический процесс. Сделано немало и многое еще предстоит совершить для создания казачьей экономики, организации самоуправляемых казачьих православных обществ, укрепления соборного единства казачества и Русской Православной Церкви, воцерковления казаков и членов их семей, дальнейшего развития самобытной казачьей культуры. Среди многих дел, совершаемых во благо казачества и Отечества, одно более других содействует духовному возрождению и приближает казаков, других православных людей к Богу – воспитание детей.

Возрождение казачества имеет конкретный, близкий и понятный каждому казаку смысл в воспитании православного кадета. Православные кадеты – это будущее казачества. Как они воспитаны, таким и быть казачеству. В процессе их духовно-нравственного развития в реальном времени, сегодня и ежедневно происходит духовное возрождение казачества, укрепление казачьего духа. Те ценностные отношения, которые формируются у православных кадет, вскоре станут социальными отношениями, сформируют семью, казачью общность, гражданское общество. Воспитание и социализация православных кадет, их полноценное духовно-нравственное развитие – одно из важнейших дел казачества,

Воспитание – забота о будущем. Но не меньшее значение оно имеет для настоящего. Содействуя духовно-нравственному развитию кадета, казак сам преображается, многое переосмысливает, духовно укрепляется. Воспитывает человека образ его жизни. Для создания современной системы воспитания и социализации кадет предстоит потрудиться немало: возродить в новых условиях экономические основы казачьей жизни, казачье самоуправление, православную казачью духовность, вернуть былое уважение к казачеству.

Православие – сердце казачьей духовности. Духовное окормление казачьих кадетских корпусов, организация воспитательного процесса в казачьих корпусах на основе христианского идеала, православная социализация кадет – эти и другие направления совместной работы казачьих кадетских корпусов, казачьих обществ и Русской Православной Церкви призваны укрепить Православный Казачий Дух. С Него казачество начинается, Им возрождается, с Ним пребудет во веки!

Поделиться:
Неделя 22-я по Пятидесятнице.
24 ноября 2024
Вмч. Мины (икона). Мч. Виктора (икона) и мц. Стефаниды (икона). Мч. Викентия (икона). Прп. Феодора (икона) Студита, исп. Блж. Максима (икона), Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Мч. Стефана (икона) Дечанского (Серб.). Прп. Мартирия (икона) Зеленецкого. Сщмч. Евгения пресвитера.
Наверх