Президент духовно-светского сообщества «Переправа», общественный деятель Александр Нотин и главный редактор печатного органа АНО «Переправа» журнала «Шестое чувство» протоиерей Михаил Ходанов встретились с Преосвященным Кириллом (Покровским), епископом Павлово-Посадским, викарием Московской епархии, наместником Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, председателем Синодального комитета Московского патриархата по взаимодействию с казачеством. Встреча прошла в стенах Донского монастыря, в рабочей резиденции Владыки.
Темой беседы стало казачество России – его происхождение, история, большевистский геноцид и нынешнее возрождение.
Прот. Михаил Ходанов. Ваше Преосвященство! Благодарим вас за то, что вы нашли время встретиться с нами. Вопрос, который уже давно волнует нас, – это русское казачество, его происхождение, история, великая трагедия 20-х годов прошлого столетия, когда казачество подверглось жесточайшему геноциду от большевиков, и, наконец, нынешние перспективы. Мы знаем героическую историю казачества, и хочется верить, что оно не кануло в Лету, что всё ещё можно вернуть на круги своя, особенно сейчас, когда Россия так нуждается в твёрдой и надёжной казачьей опоре. Тем не менее всякий раз, когда я бываю, например, на юге России, и особенно в Сочи, и вижу казаков, то слышу от обывателей и людей ангажированных, что казачества нет, что всё – в прошлом и что все, кто ходит в крестах и лампасах, – «ряженые». Это обидно слышать, потому что, повторимся, казачество неотделимо от славной истории государства Российского и заслуживает глубочайшего гражданского уважения. И вместе с тем чувствуешь, что и в казачестве всё же существуют проблемы. Как, впрочем, и везде, где непросто и подчас весьма мучительно происходит долгожданное возрождение России.
Епископ Кирилл. Сегодня многие спрашивают про казаков: что же такое казачество?
Не кончается ли оно желанием определённых лиц просто надеть казачью форму и прокричать «любо»? Или выразить таким образом свой патриотизм? Или – скажем больше – «примазаться» через казачество к определённым льготам и программам? Нет, всё далеко не так. Подобные взгляды могут излагать лишь те, кто либо вовсе не знаком с историей казачества и никогда не видел настоящих казаков, либо изначально в силу каких-то тёмных причин воспринимает его негативно.
Казаки – потомки людей, история которых исчисляется тысячелетиями. Вчитываясь в историю казачества и труды её исследователей, узнаёшь, что пращурами казаков вполне могли быть осколки тюркских народов, которые вышли из Китая и Монголии с Тибетом на огромную территорию Дикого поля (эту степную территорию занимает сегодня донское казачество – Дон, Астрахань, Волгоград и вплоть до Кавказских гор, Днепра и Днестра). Когда и как они приняли христианство – неясно. Скорее всего, от славян. Кстати, то казачество, которое знакомо нам и нашим современникам, – это в основном потомки тех, кто уходил на окраины России – крепостные, каторжники и прочие люди, любившие свободу. Они бежали туда и создавали поселения. Конечно, это были достаточно мужественные люди, поскольку нужно было постоянно воевать с кочевниками, и они со временем стали оградой и форпостом России, Польши и Украины – образно выражаясь, их подбрюшьем. Но всё это произошло позже. А давняя история казаков связана именно с тюрками. Они лишь впоследствии разбавились беглыми и бунтарски настроенными людьми. Все бунты, известные в Российской империи – бунт Болотникова, Разина, Пугачёва, – были замешаны на людях беглых, в том числе и на казачестве.
Один исследователь пишет о том, что казаки происходят от хазар, которые в те времена были и иудеями, и мусульманами, и христианами. В словах «казар» – так ещё именуют казака – и «хазар» исследователи слышат некое созвучие.
Но если даже убрать эту тюркскую основу и считать казаками людей, создававших на окраинах России поселения уже в более поздние времена, – всё равно они уже существовали во времена татаро-монгол и даже служили татарским ханам. Воевали за Чингисхана, затем и против него – уже на стороне славян. В общем, были времена, когда казаки обслуживали за деньги очень многих – поляков, татаро-монгольских ханов и московских князей. Но в какой-то момент, когда все они оказались христианами, главный вектор в выстраивании внешних отношений стал неуклонно направляться в сторону православной Руси, которая вмещала в себя Киевскую и Московскую Русь. Начиная со времён Ивана III и Ивана IV Грозного появляются определённые указы и соглашения между Московским государством и казачьими атаманами.
Прот. Михаил Ходанов. А через кого оформлялись эти соглашения?
Владыка. Через посольские приказы. А приказы эти, в свою очередь, соотносились только с теми, кто представлял собой отдельную страну или государство. Так что до поры до времени казачество действительно было вполне отдельным народом. И чего у него там было больше – славянских корней или тюркских ,– судить сложно. Ясно одно: когда казаки стали всё больше и больше входить в сферу Московского государства, то процесс разбавления их славянами стал совершенно очевиден. И постепенно после Иоанна IV и Фёдора Иоанновича и особенно начиная с Петра I казачество стало органической частью Российской империи и русского народа. И уже не приказ, а другие государственные структуры вели с ними работы и осуществляли контакты. Да, казаки по-прежнему служили за определённые деньги, но в то же время они жили по законам Российской империи, и территории, на которых они проживали, тоже вошли в структуру империи. В дальнейшем свободные казачьи войска были преобразованы в регулярные и стали частью Российской армии.
Безусловно, когда мы говорим о казачестве, находившемся в рамках и законах империи, то у него – славная история. Казачество на деле доказало свою отличную подготовку, мощь и потрясающее бесстрашие. Ведь казачьи дети с ранних лет обучались военному делу, почти сразу же садились на коня, и уже вскоре включались в постоянную борьбу с кочевниками. Казачество и вправду было подбрюшьем Российской империи. Первый удар они принимали всегда на себя. С другой стороны, государство часто выставляло их на передовые рубежи своего Отечества и заполняло ими определённые бреши. По нескольку тысяч семей казаков переселялись, к примеру, с Дона на Терскую линию. Так, гребенские и терские казаки корнями происходят с Дона. Их переселили сюда для отпора диких орд с Кавказа. На казачьих саблях и пиках, с казачьим священником казаки прошли Сибирь, Дальний Восток, Север и Среднюю Азию. На одной карте я видел Российскую империю до того, как Ермак продвинулся за Урал. Конечно, тогдашнее Московское княжество было гораздо меньшим по размеру по сравнению с тем, каким оно стало после того, как казаки расширили своими походами его территорию. И это – до завоевания Казани, в котором также участвовали казаки. Так что страницы служения казаков Русскому отечеству воистину славны. Постепенно казаки стали служивыми людьми государства, они работают и живут по всем законам империи. Но были у них и определённые отличия. Так, казакам давались наделы земли, которые они не имели права продавать, но могли сдавать их в аренду. Надел давался целому войску. Был также разработан целый ряд правил и традиций, по которым они жили.
Нотин. А если к ним попадал беглый, то они держались до конца и не выдавали его, не так ли?
Владыка. Да, но за это они от власти и получали… Кончалось всё тем, что царь-батюшка, к примеру Пётр Первый, устраивал на них рейды с целью наведения порядка. Направляли туда и Суворова. В общем, много казаков полегло в те времена за свои вольные понятия… Но что поделаешь – с государством играть нельзя, у него рука жёсткая…
А вот кто такие, скажем, кубанские казаки? Переселённые запорожские. Екатерину Вторую казаки почитают как свою мать.
Нотин. Маму – они так о ней говорят.
Владыка. Да, маму, совершенно верно. Ей стоит памятник в Краснодаре. Красивейший, великолепный памятник, некогда взорванный, но сегодня вновь восстановленный. Так вот, переселение казаков состоялось после их бесконечных бунтов. То они служили католической Польше, то начинали воевать с турками, когда этого как раз делать было не надо – у России были проблемы со шведами, а на два фронта, как вы знаете, воевать невозможно. И, в конце концов, когда они уже поднадоели Екатерине…
Нотин. Достали маму!
Владыка. Именно. И она взяла да и переселила часть запорожских казаков на территории нынешней Кубани, высадили их на Тамани, и они практически заняли всю территорию Кубани и там впоследствии вписали много славных страниц в историю Отечества. Часть запорожского войска во время переселений бежала в Иран, Турцию и там жила достаточно долго. До сих пор в этих странах можно найти потомков казаков. Скорее всего, сейчас они – мусульмане. Так что большая часть подчинилась империи, а часть – бежала, боясь расправы, ибо хулиганили они также весьма изрядно.
Итак, исторически казаки, возможно, народ. Но это если мы мыслим категориями тысячелетней давности. С тех пор многое бесповоротно изменилось. Теперь казаки – нераздельная часть русского народа. Так же невозможно считать, что сегодня Сибирь – не Россия, хотя несколько веков назад там было всё иначе, и Сибирь подчинялась тому же хану Кучуму, с которым воевал Ермак.
Нотин. А Литва с Польшей была частью Российской империи.
Владыка. Правильно. Но поляки могут сказать, что их король сидел в Московском Кремле. Так что такими категориями, когда мы говорим, например, о казачестве как о народе в разрезе тысячелетия, мыслить уже нельзя. Да, исторически корнями казаки уходят в отдельный этнос, отдельное государство. Но теперешнее казачество качественно отличается. И когда тема казачества как отдельного этноса поднимается нечистоплотными политиками и сепаратистами, получающими деньги из-за рубежа и желающими нарушить единство нашего Отечества, за такие инсинуации становится стыдно. В этом смысле показательным является заявление Антона Ивановича Деникина, которое было сделано им в 1928 году, после репрессий и Гражданской войны. Подобных сепаратистов он называет не иначе как врагами России. Об этом он говорит открыто из Парижа. «Такие идеи, как «кубанцы – это отдельная ветвь славянского племени» или «о самостоятельной казачьей нации», рождались у людей скорбноголовых и с продажной совестью и не имели, не могут иметь откликов в казачьей массе, сознающей себя по крови и до костей русской».
Прот. Михаил Ходанов. Как вы бы определили статус современного российского казачества в государстве?
Владыка. Четыреста лет – это служивое сословие России, российского народа и государства, и таковым оно может стать и сегодня, если пожелает этого. И стоять на этом надо жёстко. В том числе самому государству, Церкви и всему обществу. Пока же это весьма организованная часть нашего российского общества, состоящая из реестровых и общественных организаций.
Теперь в отношении трагедии начала 20-х годов. К сожалению, казачество, как и весь народ в целом, не обошли революционные соблазны. Идеи уничтожения царской власти. Хотя по сравнению с другим населением казаки всегда жили достаточно вольготно. И земли у них было много. Вместе с тем, вернувшись из окопов Первой мировой войны, где развратные идеи революции через большевиков-пропагандистов работали в полную силу, казачество в основном не включилось в революцию, за исключением его отдельных боевых частей. Так, казачьи генералы, стоявшие под Питером, не встали на защиту царя, хотя и могли всё приостановить жёсткой рукой. Но – не захотели и остались в стороне. Казаки, вернувшиеся с фронта домой, рассуждали так: земля у них есть.
В Центре что-то творится, царя сбрасывают.
Да пусть сбрасывают. Всё это было им безразлично. Они оказались на уровне тех обезбожившихся людей, которые потеряли веру, устои, поддались на сказки о рае на земле – конфетке с ядом вместо вкусной начинки. Рай, который уничтожил десятки миллионов людей и бесчисленные святыни. Казаки купились на конфетки и в правильном разрешении данного вопроса никакого участия не имели.
Я недавно читал книгу о расстреле царской семьи. Называется она «Дом Ипатьевых». Небольшая брошюра. Один из исследователей пишет в ней: те войска, которые подходили к Екатеринбургу и из-за близости которых ускорили расстрел царской семьи, – думаете, они освободили бы царя из заключения? Скорее всего, нет. Ибо те белые были такими же антисамодержавцами, как и большевики. В общем, в верхах всё было настолько разложено, что это серьёзнейшим образом отразилось на российском казачестве, и здесь мы ставим ему огромный минус. Но что говорить! Всё общество было заражено богоборческими идеями и коммунистическим миражом царства небесного на земле, которое должно было возникнуть без всякой морали и труда. Зараза коснулась всех.
Прот. Михаил Ходанов. Владыко, но тем не менее казачество – одно из самых пострадавших сословий России. Наверное, их ослепление революционными прожектами не продолжилось долго – мишура спала, и они поняли, что к чему. Ведь Советская власть именно их нещадно убивала как своих злейших врагов.
Владыка. Вы правы. К чести казачества нужно сказать, что прошло немного времени, и они, увидев подлинное лицо большевиков, встрепенулись. Были созданы Донская и Кубанская республики. Все они просуществовали, правда, всего лишь по два года. Но казачество тогда много поняло и прочувствовало. Истории известны подвиги не только взрослого казачества, но и совсем ещё юных казаков из кадетских корпусов, мальчишек по 14–15 лет. Когда казаки уходили, они пытались стоять до конца и погибали. Потом остатки казачества были вынуждены уйти за рубеж через Севастополь, а в Сибири – через Харбин и другие границы. Есть книга «Мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества», изданная в 1928 году в Париже, где многие из казаков пытаются, как говорится, укусить себя за локоть. Но – уже поздно. Сотни тысяч умерщвлённых, репрессированных и расстрелянных.
Нотин. Я слышал, Владыко, высказывание Троцкого, что все казаки подлежат поголовному истреблению как единственная в России общественная сила, способная к самоорганизации.
Владыка. Совершенно верно. Был издан соответствующий указ. Ежегодно в связи с этим казачество служит панихиды. Даты эти мы не забываем и свято чтим. Много казаков полегло за правое дело, многие были вынуждены покинуть Родину. Кстати, за рубежом у них проявилась та самая способность к самоорганизации, благодаря которой они чувствовали себя на чужбине лучше, чем многие другие русские эмигранты. Представьте себе графа или князя, который был вынужден работать таксистом или дворником! Драма! Перелом в психике! А казаки создавали артели, помогали друг другу, открывали храмы и вообще как-то легче вписались в зарубежье. Там даже есть казачьи музеи. Но контакты нужно ещё только наводить.
Прот. Михаил Ходанов. Владыко, несколько слов о современном состоянии казачества.
Владыка. Казачество в России начало возрождаться лет двадцать назад, равно как и Церковь. И – другие общественные организации. До этого периода казаком называться было нельзя. По Дону и Кубани советская машина подавления прошлась основательно – людей репрессировали, вывозили, расселяли, расстреливали. Много было возвращено казаков, которые ушли вместе с немцами. Это произошло по Ялтинскому соглашению, которое предписывало вернуть в Россию всех её граждан, ставшими таковыми на 1 января 1939 года. Под эту гребёнку попало очень и очень много казаков.. То же самое произошло, когда в Чехословакию и Германию пришла Советская власть. Там уже не разбирались, кто и когда выехал – до или после 1939 года. Печальная история.
Теперь о возрождении. В 90-е годы возникло много эфемерных и криминальных организаций, называвших себя казачеством. А некоторые организации – такие, как «Союз казаков России», – существуют с 1994 года и ничем себя не замарали. Сегодня они воспитывают казачество и имеют много ответвлений в регионах России, а также в Европе и посольские станицы в Америке. При правительстве России создавались различные организации. В одной из таких я состою лично и хорошо знаю её работу. Это – Совет при Президенте РФ по делам казачества. Его возглавляет Александр Дмитриевич Беглов, заместитель руководителя администрации президента. Этот совет существует уже почти два года. На мой взгляд и по мнению других казаков, которые работали с прежними государственными структурами, этот орган наиболее деловой, правильный и по государственному мыслящий. Совет отличает и наиболее внимательный подход к делам казачества со стороны государства. Разработан новый казачий устав. Вышло много разных постановлений.
Нотин. Это единственный государственный документ, где с необходимостью прописано православие, не правда ли, Владыка?
Владыка. Да, это так. В нём есть пункты, указывающие, что круг нелегитимен без представителя Русской православной церкви, без священника. Последний проводит для круга определённые религиозные обряды. Представитель Церкви благословляет кандидата в атаманы. Всё это закреплено президентским уставом, разработанным юридическим управлением при президенте, и спускается на уровень станиц и хуторов. Сегодня есть указ президента о форме, согласно которому разработана форма для каждого войска. Прописано конкретно, какой должен быть погон, какого цвета форма – зимняя, летняя, парадная и так далее. Сапоги, ботинки и всё остальное. То же – флаги, которые в ближайшее время будут вручаться президентом в Кремле. Кроме того, предусмотрены и Патриаршие хоругви, которые Святейший Патриарх будет передавать также в Кремле каждому войску. Есть также и удостоверение казака. Если милиционер, скажем, проверит этот документ и обнаружит, что владелец не является членом реестрового казачьего объединения, то с него могут быть сорваны реестровые погоны, если он таковые носит. Что значит реестровый и нереестровый? Государство, создав Совет по делам казачества, создало для казаков и возможность государственной службы. Для этого им нужно оформить устав, заключить соответствующие договоры с разными организациями. Казачьи войска, внесённые в государственный реестр, могут, минуя всякие
ЧОПы и коммерческие структуры, заключать напрямую договоры с Министерством внутренних дел, с Минобороны и с ФСБ по охране границы, с Наркоконтролем и нести данную государственную службу, получая за это деньги.
Нотин. Они приравниваются к регулярным войскам или это какая-то отдельная служба?
Владыка. Нет, это – государственная служба, а в армию казак может пойти по контракту. Кстати, согласно уставу, сейчас в армии формируются части, состоящие преимущественно из казаков. Это как раз и есть регулярные воинские подразделения из юношей-казаков в рамках Минобороны. В дивизии, например, полк. Или на первых порах рота. В Новороссийске постепенно формируется десантная дивизия только из казаков Кубанского казачьего войска. То есть государство предпринимает сегодня множество усилий для поддержки и упрочения дисциплины казачества – форма, устав, погоны, награды.
Нотин. Да, с наградами надо бы разобраться.
Владыка. Всё прописано.
Нотин. А то с этими крестами народ уже просто смеётся. Идёт казак, увешанный Георгиевскими крестами, как будто он на Первой мировой воевал. А он же не мог там воевать.
Владыка. Всё сейчас прописывается. Государство предлагает казачеству участие в разных целевых программах – сельскохозяйственных, финансовых и других. При Президентском совете создано много профильных комиссий – по экономике, по социальной работе, по культуре, по взаимодействию с Русской православной церковью, которую я и возглавляю. Комиссиями этими руководит, как правило, замминистра – скажем, по экономическому развитию, а его заместителем является атаман определённого реестрового войска. Таким образом, войскам дана прямая возможность через участие в комиссиях (в них можно приглашать любой набор министерств, ведомств, Госдуму, Федеральное собрание и так далее) решать свои проблемы и вопросы. Самое главное здесь – нужно работать. Повторяю – сегодняшний набор инструментов для самостоятельного движения вперёд у казачества очень и очень серьёзный.
Нотин. Как оценивается численность реестрового войска?
Владыка. На сегодняшний день – 700–800 тысяч человек. География в основном – юг. Но есть казачьи части и в Центральном федеральном округе, и в Сибири. Однако главные районы сосредоточения – Дон, Кубань и Терек. Помимо реестрового есть ещё и общественное казачество. Это Союз казаков России и несколько сотен других организаций. Есть, конечно, и те, о которых говорят: «ряженые». Есть и криминализированные группировки, прикрывающиеся казачьей тематикой. Есть и те, которые просто занимаются культурными вопросами. Например, фольклорный ансамбль.
Прот. Михаил Ходанов. А какова общая численность казачества вместе с реестровыми?
Владыка. Помимо 700–800 тысяч реестрового войска есть ещё и члены их семей, а это уже несколько миллионов. С общественным казачеством и их семьями казаков сейчас насчитывается от восьми до десяти миллионов человек.
Почему Церковь создаёт сегодня Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством и епископ назначается его председателем? Донской монастырь стал духовным центром казачества. Сам Святейший Патриарх регулярно приезжает к нам и называет главным казачьим церковным праздником 1 сентября – день празднования Донской иконы Божией Матери. Святейший сказал, что будет лично возглавлять духовное водительство казаков. Почему так? Здесь две составляющие. Во-первых, казаки сами заявляют о себе как о православных. А во-вторых, сегодня Церковь видит реальную возможность возрождения казачества и от всего сердца хочет помочь им встать на ноги. Ведь настоящими казаки станут только тогда, когда наряду с государственной дисциплиной и традиционным укладом жизни они ощутят себя православными духовными людьми. В этом смысле Церковь предпринимает большие усилия: в каждой епархии назначены священники, ответственные за работу с казачеством. В казачьих регионах сам архиерей занимается их проблематикой. Есть и специальный помощник архиерея по делам казачества. Создан, как я уже сказал, специальный Синодальный комитет. Поэтому я бы сказал так – на сегодняшний день решающее слово остаётся уже за самим казачеством.
Нотин. Владыко, я слышал, что в Иоанно-Богословском институте есть планы по созданию казачьего факультета. Это так?
Владыка. При этом институте уже создано казачье отделение, на которое в этом году поступило несколько человек. Думаю, что на будущий год среди казаков будет очень много желающих там учиться. Ведь в России – двадцать четыре казачьих кадетских корпуса, выпускники которых идут в вузы и успешно туда поступают.
Нотин. А кого в институте будут готовить? Священников или командный состав с хорошим знанием как светских наук, так и богословия?
Владыка. В институте представлено три раздела богословского образования. Первый – чисто богословский. Второй – по специальностям: юристы, экономисты, педагоги, журналисты и так далее. Факультетов много. И третий – казачья составляющая: история казачества и многое другое. Никогда для казаков раньше не было богословского образования. Надеемся, что в скором времени в казачестве появятся люди, грамотные с духовно-богословской точки зрения. Со своей стороны, мы регулярно проводим семинары для казачьих войск – для атаманов и священников. Недавно прошёл подобный семинар для отделов и округов Кубанского и Оренбургского войска. Так что скажу со всей основательностью: несмотря на все проблемы, которые сегодня есть в казачестве, несмотря на политику его уничтожения в советские годы, оно сегодня есть. Казачество живо. Если взять Дон, Кубань и Терек, да и Сибирь, – везде мы видим славное возрождение казачества. Конечно, есть проблемы. Остатки безбожия в душах, определённая невоспитанность и прочее, но за казачеством – будущее. Вопреки всему советскому прошлому, из которого все они вышли, казаки позиционируют себя сегодня как православные. И тут действует следующее духовное правило. Допустим, я хочу быть хорошим. Да, сегодня я ещё не такой, но желание это, которое остаётся во мне и не пропадает, во многом – залог того, что в конце концов я таковым и стану. То же и в отношении православия казачества. Кроме того, весьма важно, что казаки в отличие от многих других сил сумели и сегодня самоорганизоваться. Это тоже говорит о серьёзности казачества.
Нотин. Знать, прав был Иудушка Троцкий, когда нацелился на казачество именно по этому признаку.
Владыка. Да. Ленин и Троцкий били их по основным корням. Так вот, нынешние организации казаков – разные. Какие-то из них лучше, какие-то – хуже. Но они есть.
Прот. Михаил Ходанов. Владыко! Духовно-светское сообщество «Переправа» в лице его президента Александра Ивановича Нотина находится с Донским монастырём в постоянном контакте – молитвенном и деловом. Скажите, пожалуйста, что вы думаете о перспективах этих взаимоотношений?
Владыка. Эта тема заслуживает отдельного интервью. Полагаю, что мы его в ближайшее время и проведём. Есть многое что сказать по этому поводу. Сейчас в отношении Синодального комитета, Донского монастыря и сообщества «Переправа» отмечу следующее. Я очень рад тому, что познакомился с Александром Ивановичем Нотиным и с вами, батюшка, а также ознакомился с той деятельностью «Переправы», которая представлена журналом «Шестое чувство». Сейчас вы начали выпускать серьёзное по содержанию бизнес-приложение «Наше дело» для российского предпринимательства. И самое главное, я рад тому, что вижу во всех планах и программе данной организации – через непосредственные встречи на молитве и в беседах – правильное православное святоотеческое понимание возрождения души русского человека и русского народа и Отечества в целом. Это касается и темы возрождения русского предпринимательства и молодёжи, которая является стержневой для «Переправы» как организации. Для меня это самое важное – как для христианина, монаха и епископа Русской православной церкви. Пусть Господь благословит старания всех тружеников «Переправы» и наши совместные труды. У нас с вами – очень большие планы по созданию просветительского центра в Донском монастыре, который должен привлечь многих казаков и москвичей, равно как и молодёжь. Надеюсь, что мы сможем совместно осилить и многие другие направления. Бог в помощь всем нам!