Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством выступил в прямом эфире Радио «Комсомольская правда»

04.12.2010 00:00

03 декабря 2010 года председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством епископ Павлово-Посадский Кирилл принял участие в программе «Прощеное воскресенье» на Радио «Комсомольская правда». Тема передачи – "Казаки сегодня: ряженые или реальная сила?"

Казачеству РПЦ уделяет особое внимание. Этой весной владыка Кирилл возглавил Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. "Дремлющие гены воинов и патриотов вновь проснулись", – считает гость программы "Прощеное воскресенье" епископ Павлово-Посадский Кирилл

Елена ЧИНКОВА — 03.12.2010

Елена Чинкова:

Мы приветствуем вас в студии радио «Комсомольская правда» на передаче «Прощеное воскресенье». Представляю моего соведущего Антона Челышева и нашего почетного гостя, епископа Павлово-Посадского Кирилла, председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. Тема у нас сегодня очень интересная: «Взаимоотношения Русской Православной Церкви и казачества: история и современность». Сразу первый вопрос к нашему гостю. Сильно ли современное казачество отличается от того, о котором мы читали еще в наших учебниках по истории? Как оно эволюционировало, чем живет сейчас?

Владыка Кирилл:

На самом деле история православного российского казачества – великая история. И, конечно, очень печально то, что в советский период прилагался максимум усилий к тому, чтобы казачество было уничтожено. К счастью, этого не произошло. Но годы расказачивания, годы уничтожения православной веры в душах людей, конечно, несколько изменили внутреннее состояние и тех, кто себя называет казаками. Но вы знаете, что, сколько ни боролись с православной верой, эти зеленые корешки, вернее, зеленые росточки от корней великого святого Православия, забетонированные, заасфальтированные, начали пробиваться. Посмотрите, что произошло за двадцать лет с казачеством. На протяжении 300-400 лет казаки были служивым, воинским сословием Российской империи, и теперь дремлющие гены – гены воинов, патриотов, служилых людей вновь проснулись. Другой вопрос – внутреннее духовное состояние тех людей, которые себя называют казаками. В этом направлении и необходимо вести работу. Вот об этом сегодня как раз мы и будем говорить.

Антон Челышев:

Владыка, мне вот что интересно. Ведь казаки себя и земли, на которых живут, и вообще свой образ жизни, свою территорию исторически называют «казачьей вольницей». Как это определение «вольница» соотносится с достаточно суровыми требованиями, которые предъявляет к человеку Русская Православная Церковь и вообще любая религия?

Владыка Кирилл:

Требовательнане только религия, но и государство. Надо сказать, что полная вольница у казаков была, скажем, более 400 лет тому назад. Тогда еще можно было, наверное, называть казаков отдельным народом. По крайней мере, российские цари, российское государство имело контакты и заключало договора с ними через Посольский приказ, т.е. общалось как с отдельным государством. Вот тогда была полная вольница. Потом, когда они лет примерно 400 тому назад стали частью Российской империи, русского народа, служивым сословием, тогда вольница осталась в делах внутреннего самоуправления. Все решал не глава администрации или какой-то муниципальный глава, как это было в Российской империи, а Казачий Круг, на котором казаки собирались для решения всех важных дел, для выбора атамана, которого они же могли и прогнать. Эта очень демократичная форма управления со своими определенными правилами на самом деле несколько похожа на Новгородское вече. И, конечно, в сравнении, скажем, с другими, более жестко прописанными законами Российской империи, это было некой вольницей. Вольница заключалась еще и в том, что казаки могли скрывать беглых крепостных. Иногда они поднимали восстания, бунтовали, иногда, к сожалению, за деньги выступали против российского государства. Такое случалось и в 1612 году, и позднее, за что, безусловно, цари-батюшки их вразумляли и даже переселяли. Но, повторяю, когда казаки и их земли целиком вошли в состав империи, полная вольница, конечно, прекратилась, а казаки стали нести службу в регулярной армии.

Звонок от радиослушателя Дмитрия:

Как вам кажется, почему казаки в 1917 году не вступились за царя и не послали ему письмо в тот момент, когда он отказался от престола, чтобы уберечь царя от того, что с ним потом сделали большевики? Все-таки ведь казаки служили всегда царю, Отечеству. Почему они не пошли на это? Вам не кажется, что казачество себя не то что исчерпало…но в связи с тем страшным событием, которое произошло в станице Кущевской, почему же казаки не предотвратили эту страшную беду? Ведь у них законы суровые, и за все малые провинности там секут чуть не до крови на площади. Почему они это не смогли предотвратить? И последний вопрос: как вы относитесь к переименованию Краснодара обратно в Екатеринодар? Я только «за». Спаси Господи. И успехов вам во всем.

Владыка Кирилл:

Вы знаете, казаки, как и другие русские люди, ко времени революции ослабли в своей вере. Они также прошли через Первую мировую войну, на фронтах которой вовсю работали проповедники новой России, России без царя, поэтому даже руководители казачества прониклись этими идеями. Тот же самый Краснов, к сожалению, был против императорской, царской власти. В то время он находился неподалеку от Санкт-Петербурга, но ничего не предпринял, чтобы противостоять большевистскому перевороту. Конечно, потом казаки поняли, что потеряли, поняли, во что ввергают большевики Россию, когда те стали расстреливать народ, рушить самое святое, в том числе казачью демократию, казачьи традиции и православную веру. Казаки поднялись, но поднялись опять очень разрозненно, создали отдельно Кубанскую республику, отдельно Донскую республику… Общее безверие людей, отсутствие правильного отношения к царской власти, как к власти помазанника Божьего на земле, конечно, привело к тому, что казаки не вступились в свое время за царя. Потом, когда они начали вновь сражаться за все старые традиции и за веру православную, было уже поздно.

Второй вопрос – станица Кущевская. Мы начали сегодня разговор с вопроса, есть ли сейчас в нашей стране казаки. Да, есть, и очень много. Сегодня по переписи только в Ростове-на-Дону, в Ростовской области казаками себя назвали 560 тысяч человек. Пока еще не все данные обнародованы, но атаман Войска Донского называл мне именно эту конкретную цифру, поэтому я ссылаюсь на слова войскового атамана. Казаков очень много, другой вопрос: каковы они, нынешние казаки? Насколько они сами морально высоки и достойны, могут ли правильно понимать ситуацию и противостоять злу, в каком бы облике оно ни являлось: коррупции, бандитизма, разврата и многого другого. Но я могу ответить на вопрос, почему сегодня мы вообще ведем разговор о казачестве, и почему Церковь создала Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. Потому что казаков достаточно много, и они сегодня гораздо более организованы и патриотичны, нежели другие слои российского общества. Они уже на голову опережают во многих вопросах других русских людей. Но в то же время впереди лежит долгий путь воцерковления, духовного и дисциплинарного становления. Если же они не встанут на ноги, то их так и будут считать «ряжеными», способными только петь казачий фольклор, и не более того. Поэтому как раз сегодня и Церковь, и государство также пытаются помочь им реально встать на ноги. И я надеюсь, что это возможно.

Челышев:

Мы знаем, что казачество имеет место не только в России. На Украине существуют тоже достаточно серьезные казачьи организации. Послушаем лидера «Верного казачества» атамана Алексея Селиванова (Киев):

Алексей Селиванов:

Здравствуйте. Благословите, Владыка.

Владыка Кирилл:

Бог благословит, Алексей. Рад слышать.

Чинкова:

Алексей, чем сегодня живет современный украинский казак?

Селиванов:

Современный казак сегодня живет тем, чем хочет. С одной стороны, идеология украинского государства во многом основывается на теме казачества. Это и запорожское казачество, и гетманское казачество. Это история, которая протекала во многом вне единой Российской империи. А с другой стороны, перерыв в жизни казачества на Украине был значительно более продолжительным, чем перерыв в жизни казачества в России. Поэтому соответственно и мифов больше, и непонимания, и отсутствия преемственности. На Украине на данный момент зарегистрировано около пяти десятков совершенно разных всеукраинских казачьих организаций. Многие люди считают себя казаками, но очень немногие из них могут внятно объяснить, что такое казак сегодня. Конечно, в этом смысле без православной веры никуда. Мы знаем, что при предыдущей власти, когда часть общества сознательно настраивалась против России, против русского народа, против русского казачества, многие люди, называющие себя казаками, радостно поддерживали такую политику. Поэтому в Украине нередко случалось, что когда вокруг одного и того же православного храма возникал конфликт, на одной стороне его выступали люди, называющие себя казаками, и на другой стороне люди, называющие себя казаками. Разгребать эту ситуацию с казачеством Украины предстоит долго, работы тут непочатый край.

Чинкова:

А вы сталкиваетесь с непониманием общества, с тем, что вас обзывают ряжеными, спрашивают, чем вы вообще заняты, какая от вас польза?

Селиванов:

Дело в том, что в начале 90-х годов, когда пошел процесс возрождения казачества на Украине, очень многие люди своими действиями дискредитировали казачество. На Украине порядка 40.000 человек имеют удостоверения генералов различных казачеств. Это больше чем в армии, больше чем где угодно. Поэтому сейчас адекватным казакам, которые тоже есть, приходится пробивать стену непонимания. Приходится, прежде чем делать что-то полезное, хорошее и правильное, доказывать, что мы нормальные, не идиоты, не ряженые. Это, конечно, очень сложно. Но тут и определяется настоящий казак, который, несмотря на это отношение, все равно продолжает заниматься своим хорошим и добрым делом.

Чинкова:

Церковь помогает вам в вашей деятельности? Поддерживаете ли вы тесные связи с Русской Православной Церковью на Украине?

Селиванов:

С Церковью мы с самого начала поддерживаем очень тесные связи. Когда в начале 90-х формировалось украинское казачество, то один из первых расколов в казачестве произошел именно на церковной почве. Часть людей сказала, что украинским казаком может быть только украинский националист. А украинский националист – это «геть московского попа, даешь свою независимую Церковь». Поэтому люди, которым ближе националистический выбор, пошли в одну сторону. Люди, которые Православие не предадут, пошли в другую. Так возник водораздел между казаками и лже-казаками, по нашему мнению, неверными. Сейчас Церковь обращает на казачество больше внимания. Потому что все прошедшие годы шли захваты храмов, происходили межконфессиональные конфликты. Очень часто казаки помогали Церкви, не давали хулиганам действовать, срывать службы, выбрасывать священников. В ряде городов и сел Украины казаки не дали осуществить захваты. К сожалению, в других городах такие захваты произошли. И в этом году был создан Синодальный отдел Украинской Православной Церкви Московского Патриархата по работе с казачеством, который возглавил наш самый молодой епископ – Владыка Иосиф. Он очень ответственно подошел к сотрудничеству Церкви и казачества. Прежде всего, он попытался разобраться в этом хаосе. Мне кажется, ему это удалось. Сейчас мы вместе с Церковью пытаемся выстроить систему, при которой все адекватные казачьи организации, не объединяясь механически, должны будут очень тесно взаимодействовать с Церковью и координировать с ней свою деятельность.

Челышев:

Спасибо! Владыка, вы хотели ответить на последний вопрос нашего слушателя Дмитрия.

Владыка Кирилл:

Вопрос по поводу переименования Краснодара в Екатеринодар. Я-то, конечно, за такое переименование. Сегодня в Русской Православной Церкви давно уже епископ этой епархии носит титул Екатеринодарский и Кубанский. Наверное, переименование зависит от местных властей и активности общественности. Если людям, проживающим в этой области и крае, это нужно, значит можно как-то это инициировать и обратиться к губернской власти, законодательному собранию края и это сделать. Мое личное отношение – положительное.

Чинкова:

Синодальныйкомитет по взаимодействию с казачеством основан в этом году. Почему вдруг Русская Православная Церковь решила уделить особое внимание казачеству? Чем была вызвана инициатива Святейшего Патриарха?

Владыка Кирилл:

В свое время вопросы взаимодействия с казачеством находились в ведении Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, возглавляемого протоиереем Димитрием Смирновым. Затем появилась отдельная структура – Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. Казаки сегодня – это весьма организованная часть общества. Они всегда были православными. И самое главное – большая их часть, не вся, конечно, потому что некоторые остались советскими атеистами, незначительная часть ушла в язычество, так вот большая часть себя называет православными. Как только в 90-е годы появились первые казачьи организации, они сразу стали приглашать священников для окормления. И Круг, по правилам казачьим, не может проходить без присутствия и благословения священника. По казачьим правилам, если во время скандала, споров на Круге, которые уже переходят границы порядочности, священник встает, все замолкают. Если он уходит, Круг прекращает свою деятельность, он нелегитимен.

Казаки постоянно обращались к Святейшему Патриарху, в Священный Синод, к своим архиереям с просьбой создать такой общецерковный орган, который бы непосредственно занимался казачеством. 5 марта этого года был образован Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. Главной его целью и задачей является координация вопросов воцерковления казаков и духовной помощи им, взаимодействия с казачеством на духовном, церковном уровне во всех епархиях. Создан банк данных, составлены списки священников, окормляющих каждую казачью организацию. Пишется концепция взаимодействия с казачеством и духовного окормления казачества. Мы работаем по программе духовного образования и воспитания в кадетских казачьих корпусах. Вопросами церковного взаимодействия, воцерковления казаков и дальнейшего их духовного окормления Синодальный комитет занимается и будет заниматься по многочисленным, постоянным и усиленным просьбам самих казаков.

Челышев:

Для чего нам нужно казачество? Учитывая воинственный нрав и воинственное прошлое казаков, ответ напрашивается один: для того, чтобы выстроить барьер между европейской частью России и пылающим Кавказом. Еще один резон – это усиление взаимодействия с Украиной.

Звонок от радиослушателя Леонида Сергеевича:

У меня принципиальное возражение. У нас Церковь отделена от государства. И это благо. Если мы пойдем этим путем, а я человек православный, то вполне будет справедливо, если мусульмане будут требовать шариатского суда. Евреи поставят вопрос о том, что Библия написана евреями для евреев. Каждый будет вводить свои религиозные законы. У нас будет полный раздрай. Я убежден, что чего-то специального для казаков быть не должно. Священник не должен вмешиваться в мирские дела. Проповедовать и учить добру в целом, как это будет свойственно всем православным. Должны быть выровнены законы. А казаки должны свои проблемы решать в рамках закона.

Владыка Кирилл:

Я с вами не соглашусь. Сегодня каждый гражданин России и любая общественная организация на территории России вправе пригласить священника на свои заседания. Они даже вправе прописать это в своих уставах. Это волеизъявление любого гражданина и общественной организации. Исторически у казаков всегда было именно так. Что же, им сегодня отказать в этом праве? Наверное, это несправедливо. Сегодня Церковь не собирается заниматься вопросами охраны государственных границ или правоохранительной деятельности, которой частично занимаются казаки. Но заниматься вопросами воцерковления казаков, по их просьбе присутствовать на Круге, благословлять эти заседания, чтобы там все себя вели порядочно, освящать знамя и благословлять на труды, по просьбе этих граждан Российской Федерации священник не только имеет право, но и обязан. Если меня сегодня директор какого-либо предприятия пригласит провести лекцию, духовную беседу, я обязан это сделать. И это вписывается в законы Российской Федерации.

Звонок от радиослушателя Андрея:

Хорошая тема сегодня. Мы сами из Казахстана. Имею ли я право, если я – потомственный казак, мать у меня по бабушке из уральских казаков, по деду и отцу – тоже из казачества, имею ли я возможность сейчас, проживая очень долго в России, в Москве, обратиться, чтобы не попасть в псевдоказаческую организацию, просто восстановить свою родословную? Куда я могу обратиться?

Владыка Кирилл:

– Найдите через интернет штаб-квартиру Центрального казачьего войска в Москве. Можете стать членом этой организации.

Звонок от радиослушателя Александра:

Я сам, может быть, стану когда-нибудь казаком. Казачество будет собирать русские земли. Украинцы, как наши псковичи или новгородцы, – один с нами народ. Со временем развитие государства будет отходить от классового и партийного общества, оно будет состоять из общин, в основном православных. Казаки – часть православной общины, они будут выполнять необходимые функции по охране, просто по жизни на нашей земле.

Челышев:

Казачество – просто ядро, вокруг которого будет сформировано будущее российского общества?

Владыка Кирилл:

Не ядро, а определенная часть общества, несущая свое служение, в частности, по охране общественного порядка. Они не должны подменять и не подменят ни полицию, ни армию. Поскольку у них в генах заложено нести такое служение, они сегодня заключают договора и вполне реально помогают бороться с наркодельцами, с наркопритонами, охраняют границы, общественный порядок, как в советское время дружинники. Это не подмена. Тут не должно быть никакой боязни. Это вполне нормальные функции гражданского самовыражения общества в России.

Челышев:

Корни внимания, которое сегодня уделяют казачеству, лежат в том, что если сейчас там не посеять семена разумного, доброго, вечного, казачья сила может быть кем-то использована и во зло.

Владыка Кирилл:

Потенциально любая церковная работа предполагает подобное противодействие обращению людей ко злу. Но в то же время непосредственно подобных целей никто не ставит. Казаки обратились к Церкви с просьбой об особом к ним внимании. Если это внимание остановит их от многих искушений и соблазнов, это будет достойным результатом, ведь Русская Православная Церковь должна удерживать от соблазнов и искушений вообще весь русский народ.

Звонок от радиослушательницы Марии:

Я бы хотела ответить на вопрос о целях и необходимости казачества. На мой взгляд, казаки как народ и как войско нужны, в этом опасности никакой нет. Это огромная традиция – историческая, культурная, нравственная, которая должна возрождаться России. И Русская Православная Церковь этому способствует. Это тот самый русский мир, о котором мы говорим. Хотелось бы услышать, как восстанавливаются эти духовные и нравственные традиции во взаимодействии с казаками?

Владыка Кирилл:

На сегодня создан список духовенства, которое окормляет каждое казачье общество на уровне войска, хутора, станицы. Сегодня пишутся концепции, проводятся семинары для атаманов и священников, окормляющих казаков и казачьи организации. Создаются образовательные программы для кадетских казачьих корпусов, сегодня их 25, а казачьих классов больше двух тысяч, и это число множится. По мере всех своих сил мы занимаемся воцерковлением казачества и, надеюсь, что у нашей деятельности будут определенные духовные результаты.

Челышев:

«Думаю, что казаки очень близки русским, устав правильный и строгий. Думаю, исторически они часть Руси и нужны», – написал нам наш слушатель Игорь. Мы не прощаемся, заранее приглашаем Вас, Владыка, к нам снова – подвести по прошествии некоторого времени первые итоги.

Пресс-служба Синодального комитета по взаимодействию с казачеством

Поделиться:
Седмица 27-я по Пятидесятнице.
27 декабря 2024
Мчч. Евстратия (икона), Авксентия (икона), Евгения (икона), Мардария (икона) и Ореста (икона). Мц. Лукии (икона). Прп. Арсения Латрийского. Прп. Аркадия (икона) Новоторжского. Прп. Мардария, затворника Печерского. Свт. Досифея, митр. Молдавского (Рум.). Преставление прп. Германа (икона) Аляскинского. Сщмч. Александра пресвитера и мч. Иоанна. Сщмчч. Владимира, Александра, Иакова, Алексия, Григория пресвитеров. Сщмч. Николая пресвитера. Сщмчч. Емилиана, Василия пресвитеров.
Наверх